Прикладной поведенческий анализ

Прикладной поведенческий анализ (ППА) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы ППА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ППА включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Когда применяется:

ППА чаще всего применяется для лечения людей с нарушениями развития, прежде всего при терапии расстройств аутистического спектра, для лечения коммуникативных расстройств.

Суть методики:

Самым распространенным и узнаваемым методом ППА является метод отдельных проб: учащийся получает стимул — это может быть вопрос, набор блоков и шаблон, или инструкция попросить у мамы стакан воды. Одновременно со стимулом учащемуся предоставляется правильный ответ, или очень сильная подсказка, каким должен быть его ответ на этот стимул. После повторения правильного ответа ученик получает награду (конфету, катание на спине, похвалу); любые другие варианты ответов игнорируются, или исправляются терапевтом, который демонстрирует нейтральную реакцию на ошибку ученика. После того, как ответы ученика становятся все более правильными, терапевт начинает постепенно убирать подсказки, и так до тех пор, пока ученик не начнет самостоятельно выполнять задание правильно. Также ППА использует методы положительного и отрицательного подкрепления, метод формирования реакций, и другие.




Врачи, применяющие методику