Сказкотерапия

Сказкотерапия известна человечеству тысячи лет, а как метод психотерапии была признана в начале 1990-х годов, и с тех пор начала стремительно развиваться и завоевывать все большее признание специалистов.

Сказкотерапия позволяет сформировать особое отношение к миру, необходимые моральные нормы и правила; в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки развиваются фантазия, творческие способности, усваиваются основные механизмы поиска и принятие решений. Сказка позволяет актуализировать вытесняемые пациентом переживания, позволяет сформировать новый взгляд на жизненную ситуацию и перейти на новый уровень её осознания, отображает внутренний конфликт пациента и дает возможность размышлять над ним; сказка является символическим «буфером» между пациентом и терапевтом, благодаря этому сопротивление пациента сглаживается и энергия направляется на развитие.

В каких случаях применяется:

Сказкотерапия применяется, как правило, в работе с детьми, но эффективна также и в работе с подростками и взрослыми. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: трудностей в обучении, преодолении острых жизненных кризисов; помогает бороться со страхами, осознавать причинно-следственные связи событий и поступков, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации, изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, - всё это силы, которые помогут пациенту конструктивно изменять свою жизнь.

Суть методики:

Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь пациенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых пациент, работая со сказкой, находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке пациент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности пациента, в-третьих, пациент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет пациент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно пациенту.

Самые распространенные способы работы со сказкой это: обсуждение уже существующей сказки; самостоятельное написание пациентом сказки; инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть актерское отыгрывание или кукольные театр); арт-терапевтическая работа по мотивам сказки; работа со сказкой, специально написанной арт-терапевтом для пациента.




Врачи, применяющие методику