Искусство регуляции отношений. Медиация. Решение споров

Вместо ругани – информирование.
Вместо насилия – принуждение.

Идеальное состояние, когда люди живут на одной волне, желательно, возможно, но встречается редко. В реальности неизбежны столкновения интересов людей, несогласованность, несоответствие ожиданий и того, происходит на самом деле и возникновение стихийных реакций на все это. Здесь не обойтись без отладки отношений.

Дикие формы подачи «обратной связи»

Залогом эффективной отладки отношений является обратная связь. В повседневной жизни обратная связь подается зачастую в такой форме, которая приводит к усугублению проблем, а не к разрешению их.

Примерами форм высказывания, осложняющих отношения, являются оценки и рекомендации. Оценки – это рассказ о том, кто какой есть человек: свинья, козел и т.д. Вариации конкретной квалификации личностей мы хорошо все знаем. Рекомендации это высказывания по типу: «Делай то-то». Часто это предложения пойти вдаль, «заткнуться» и т.д. Очень часто эти два типа высказываний употребляются в связке. По сути, это ругань.

Говорящему кажется, что это кратчайший путь к отладке отношений. Он сразу делится с другим результатами своей аналитической работы по поводу поведения другого человека и выдает суть: «Тебе следует делать то-то, и будет тебе счастье».

«Интеллектуальнее спонсорство» не работает

Казалось бы, тот, к кому обращена подобная речь, должен был бы обрадоваться открытой ему истине, поблагодарить за спонсорскую интеллектуальную помощь и приняться за дело. Но первое, что отстаивает человек, - это самооценка и автономность, неподчиненность. Видимо, в природе человека самому анализировать ситуацию и самому принимать решения, а если это делают за него, он воспринимает это как угрозу… Вот почему в ответ могут пойти «симметричные» высказывания. Это редко заканчивается чем-то хорошим.

Разумеется, о том, чтобы молчать в ситуации несогласия, тоже речи быть не может. Замалчивание проблемы усугубляет ее. Говорить надо. Но как, в каком стиле, в какой форме?

Нужно делиться информаций для анализа, а не результатами анализа, нужно информировать!

Информирование - это рассказ о себе, а не о другом. О своем состоянии, о своих желаниях, о своих чувствах. Их должен знать другой. Это должно помочь ему в изменении его поведения. «Когда ты делаешь так, мне неприятно. Мне бы хотелось вот чего».
Информирование может быть расширенным, вплоть до обмена фантазиями, а не только мыслями, чувствами, пожеланиями, надеждами. Все это должно быть облечено в форму так зазываемых «Я»-высказываний. Т.е высказываний от первого лица и исключительно о себе, а не о другом.
В норме поданная партнеру по общению информация должна помочь ему отладить свое поведение. Если этого не произошло, что делать в этом случае? Продолжать обратную связь до победного конца.

- Мне плевать на твои желания, - говорит партер по общению.
- А когда ты говоришь такое, мне делается вовсе плохо. И я начинаю присматриваться к тяжелым предметам, и думаю, не огреть ли тебя сковородкой?
В случае неудачи не следует в случае неудачи сникать. Не следует и убивать сразу человека, допустившего ошибку или проступок.

Неравновесный выбор

В подобных случаях может помочь предоставление неравновесного выбора. Это будет способом принудить человека считаться с интересами других людей. Чем принуждение отличается от насилия? При принуждении человеку предоставляется выбор, при насилии нет. При насилии сразу наносят увечья или увольняют с работы, или выселяют из квартиры.

Что за выбор предоставляется при принуждении?
Речь с нарушителем порядка ведется примерно в таком духе.
«Твое поведение порождает проблемы у другого человека или коллектива. Об этом ты был мягко проинформирован. Изменений не наступило. Это вызывает еще большее напряжение. У тебя есть выбор, либо принять к сведению то, что ты услышал, и внести изменения в свое поведение, либо проигнорировать информацию, но тогда встретиться с последствиями твоего выбора. Если ты плюнешь в коллектив, он утрется, если коллектив плюнет в тебя, ты утонешь…»

При насилии былb бы просто репрессии без разговоров.
Четыре степени устрашения
Получается, что в побуждающем к изменениям информировании можно выделить несколько степеней воздействия.

Информирование первой степени: тихий рассказ о впечатлениях и пожеланиях.
Информирование второй степени: рассказ о разочарованиях и обидах и о сохраняющихся впечатлениях и пожеланиях. Это больше похоже на «отбривку», «постановку на вид». Добавляются эмоции.
Информирование третьей степени: рассказ о надвигающихся решениях. Это по жанру ближе к «партсобранию». Предложение серьезно задуматься о своем поведении, сделать выводы. Воспользоваться помощью старшего товарища (им может быть психолог-консультант, психотерапевт или другой наставник), который «возьмет на поруки».
Информирование четвертой степени: предложение посидеть на стуле около выходной двери и определиться: либо поведение меняется, либо наступает прощание.

В общем и целом, это последовательное знакомство «с потоком сознания», с требованиями реальности, с уровнем напряжения в системе, вызываемом неподобающим поведением ее члена. Это предоставление шанса не вписывающемуся в систему человеку отреагировать на запросы системы и, таким образом, сохранить благополучие в отношениях.

Оставлять право решения за собой

Если он не реагирует после последовательного информирования, наступает время принимать решения.
Решения:
принимать, как есть (перестать ждать желаемого поведения от объекта воздействия, начать делать дела за него, достигать нужного результата другим способом)
усилить воспитательные воздействия, пока ни изменится или ни убежит
отпустить восвояси, искать решения своих проблем с другим сотрудником, партнером или в одиночестве

После принятого решения двигаться только к реализации его. Это «принцип заезженной пластинки».
Обратим внимание на то, что есть шкала воздействий. Дается время другому человеку (и себе самому) на то, чтобы решать в проблему. Речь не идет о том, чтобы либо просто принимать ситуацию, как она есть или сразу все сбрасывать под откос, «казнить преступника». Резкие движения, решения бывают необходимы в экстремальных ситуациях, но не следует всю жизнь приравнивать к экстриму.

Мне вспоминается такая история.
Хирург
Вспоминаю своего институтского преподавателя по хирургии. Его фамилия была Лазарев. Он показывал свою работу. Это была тонкая работа по восстановлению обгоревших или раздробленных тканей. В одном случае речь шла о восстановлении кисти человека, который в лесу оперся ладонью о дуло своего ружья, и оно, это ружье, выстрелило. Можно себе представить, что стало с ладонью. Вообще, ладонь – это сложное устройство с множеством косточек, связанных друг с другом суставами. Только плюсневых костей – 5. Александр, не помню уже как по отчеству, «собрал» эту ладонь, и человек смог ею работать. Работал Лазарев «медленно». Могло показаться, что он «возится» с пересаживаемыми кусочками кожи и т.д. Приговаривал он при этом следующее: «Мы же не в полевых условиях, не война, слава Богу. Можно работать так, как надо». Пока же он работал с поврежденными тканями, он, фактически «вдыхал» в них жизнь своим непосредственным контактом. От его рук, я уверен, переходила целительная, поддерживающая энергия к тем тканям, которые он восстанавливал. Потому они и приживались, что он с ними «возился».

Так и в повседневной жизни, желательно нам перейти от состояния гонки, войны к мирному обустройству жизни… И, главное, давать время и себе и другим на изменения. Не попускать дурному, но и не нервничать чрезмерно. Уповать на целительное действие обратной связи и оставлять право решения за собой.

Ермошин Андрей Фёдорович

Онлайн сервис

Связаться с Центром

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
Связаться с Центром