К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В.ВУЛЬФА (1878-1971)

А.В.Литвинов

В 1914 г., когда психоанализ еще не получил столь широкого признания в мире, как впоследствии, З.Фрейд в работе «К истории психоаналитического движения» писал: «В России психоанализ получил широкую известность и распространение. Однако к углубленному пониманию аналитических теорий в России еще не пришли. Успехи русских врачей можно считать пока недостаточными – разве что Одесса имеет хорошо подготовленного аналитика в лице М.Вульфа» [5].

Моше Вульф – так он известен во всем психоаналитическом мире – или Моисей Владимирович Вульф, как его знали и знают в России, родился 5 октября 1878 г. в Одессе. Высшее медицинское образование он как выходец из благополучной семьи получил в Берлине, решив в дальнейшем специализироваться в области психиатрии. Его первыми учителями в профессии были К.Мендель и Ю.Джолли. После получения диплома врача М.В.Вульф устроился первым ассистентом профессора Теодора Зиехена в только что открытой лаборатории при психиатрическом отделении берлинской университетской клиники Шарите. В 1907 г. М.В.Вульф приступил к работе в психиатрическом санатории К.Менделя, где прочел ставшую для него откровением работу Й.Брейера и З.Фрейда «Исследования истерии» – это был опыт его первого и, как пишут некоторые биографы М.В.Вульфа, «неожиданного» столкновения с только зарождавшимся тогда психоаналитическим движением [6]. Немного позже он познакомился с фрейдовской «Психопатологией обыденной жизни» и обнаружил в «Бюллетене Берлинского нейро-психиатрического общества» статью Отто Юлиусбургера, в которой с позиций психоанализа рассматривался случай пациента с клептоманией. М.В.Вульф решает встретиться с работавшим в то время в берлинском санатории Ланквиц автором этой работы и после этого, в 1908 г., становится его ассистентом. Вскоре в этом же санатории начинает работать вернувшийся из Цюриха после стажировки в возглавлявшейся Э.Блейлером клинике Бургхольцли Карл Абрахам, который станет учителем М.В.Вульфа, впервые познакомившим его с основами психоанализа что называется «из первых рук».

В 1911 г. М.В.Вульф возвращается в Россию как сформировавшийся психоаналитик, он пробудет здесь вплоть до 1927 г. Результатом его разносторонней подвижнической деятельности вместе с неколькими другими отступниками в те годы стало признание и развитие идей психоанализа в нашей стране, пусть и на непродолжительное время. С 1914 г. М.В.Вульф живет в Москве, где в течение нескольких лет работает в частном санатории. Позднее, на рубеже 20-х годов, он возглавляет амбулаторную клинику при Психоневрологическом институте, где проводит психоаналитически ориентированные исследования, занимаясь проблемами неврозов и психозов, циклотимии, маниакально-депрессивного психоза, а также изучает особенности детской психики, психологию примитивных культур и др. Имеются свидетельства, что некоторое время М.В.Вульф работал психиатром в военном госпитале [4; 6].

В первые годы после революции 1917 г. в России М.В.Вульф организует работу клиники для лечения психоневрологических больных в амбулаторных условиях, где помимо других подразделений открывается отделение, специализирующееся на практическом использовании психоаналитического метода. Для работы в этом отделении М.В.Вульф сам подготавливает двух врачей. Тогда же ему присваивается звание доцента, и он становится первым дипломированным психоаналитиком в психиатрической клинике II Московского университета. М.В.Вульф принимал активное участие в деятельности кружка И.Д.Ермакова по изучению вопросов психологии художественного творчества психоаналитическим методом, осуществляя, в частности, психоаналитическое исследование творчества актеров [1; 4].

Также в послереволюционные годы М.В.Вульф начинает активно работать в только что открытом психоаналитическом детском доме-лаборатории «Международная солидарность» (как психоаналитическое заведение он просуществовал с 1921 по 1925 гг.), руководимом профессором И.Д.Ермаковым [1; 4; 6]. Следует отметить, что это было первое в мире государственное учреждение подобного рода, где успешно работали многие пионеры российского психоанализа: С.Н.Шпильрейн, В.Ф.Шмидт, Е.С.Фридман, Р.А.Авербух и др. Кроме того М.В.Вульф был одним из организаторов и председателем (1924-1927 гг.) созданного тогда же Русского психоаналитического общества (РПСАО), просуществовавшего до 1930 г. Вскоре на базе психоаналитического детского дома «Международная солидарность» был организован также возглавленный проф. И.Д.Ермаковым Государственный психоаналитический институт, где М.В.Вульф читал курс лекций по введению в психоанализ и проводил клинические семинары [1; 4]. Позже материалы наблюдений, накопленные М.В.Вульфом за недолгое время существования этого заведения, послужат основой его статей, посвященных детской психологии, о чем еще пойдет речь ниже.

14 августа 1925 г. Совет народных комиссаров СССР принимает решение о прекращении деятельности Государственного психоаналитического института как самостоятельного учреждения; незадолго до этого – 13 мая того же года коллегия Народного комиссариата просвещения ликвидировала детский дом «Международная солидарность». Эта же советская административная структура 25 августа 1925 г. предложила вместо упраздненного психоаналитического института создать соответствующий отдел в Государственном психологическом институте, возглавляемом К.Н.Корниловым. Последний от этого категорически отказался, предложив группе психоаналитиков лишь статус придаточного образования при секции психопатологии руководимого им института. М.В.Вульф вместе с другим бывшим сотрудником Государственного психоаналитического института Р.А.Авербух обратились в Главнауку (так называлась в те годы бюрократическая инстанция, руководившая советской наукой) с заявлением, в котором они попытались выразить несогласие с такой постановкой вопроса.

«Психоанализ как самостоятельное научно-исследовательское направление, – было написано в этом заявлении, – ни в коем случае не совпадает ни по содержанию, ни по методу исследования, ни по разрабатываемым проблемам с психопатологией и не менее внимания и интереса уделяет другим научным дисциплинам. Психология ребенка, начиная с первых моментов его жизни, занимает в психоаналитической работе… более важное место, чем узко психопатологические проблемы, и то, что психоанализ в состоянии внести в педагогику, может быть, имеет бóльшее научное и общественное значение, чем то обогащение психопатологии, которым последняя обязана психоанализу… Устранить из работ психоаналитической секции эту основную и главнейшую часть – значит вообще лишить ее возможности вести какую бы то ни было плодотворную научную работу» [1]. Нетрудно догадаться, что никакой реакции на это со стороны чиновников не последовало – краткосрочный «роман» советской власти с психоанализом, говоря словами классика, «летел к развязке»…

В 1926 г. М.В.Вульф выступил с «Открытым письмом проф. В.М.Гаккебушу», в котором защищал психоанализ и деятельность Международной психоаналитической ассоциации, в ответ на статью В.М.Гаккебуша «К критике современного применения психоаналитического метода лечения» (1925). Позднее, уже находясь в эмиграции, М.В.Вульф опубликовал статью «Положение психоанализа в Советском Союзе», где подчеркнул факт энергичного идеологического противодействия развитию психоанализа со стороны «официальных сил». В относящейся к тому же времени полемике с «фрейдомарксистом» В.Райхом он убедительно доказывал невозможность и абсурдность объединения психоанализа и марксизма [4].

В 1922-1927 г.г. М.В.Вульф принимает активное участие в переводах на русский язык и публикации книг по психоанализу, главным образом, в серии «Психологическая и психоаналитическая библиотека под редакцией проф. И.Д.Ермакова». В его переводах в этой серии были опубликованы книги З.Фрейда: «Лекции по введению в психоанализ» (т.т. 1-2, 1922-1923), «Методика и техника психоанализа» (1923), «Основные психологические теории в психоанализе» (1923), «Очерки по психологии сексуальности» (1923), «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1923) и др. Он написал вступительную статью к книге З.Фрейда«По ту сторону принципа удовольствия», выпущенную издательством «Современные проблемы» (1925), и перевел работу основоположника психоанализа «Страх», изданную этим же издательством в 1927 г. Следует особо отметить значительную роль М.В.Вульфа в создании адекватной пониманию отечественного читателя русскоязычной психоаналитической терминологии – его переводы трудов З.Фрейда до сих пор переиздаются в России и продолжают быть востребованными [3; 4].

В 1927 г. М.Вульф и его жена эмигрировали в Германию, поселившись в Берлине. В конце двадцатых годов он работал в известном психоаналитическом санатории Schloß Tegel, которым руководил в ту пору президент Берлинского психоаналитического общества Э.Зиммель. Это продолжалось вплоть до 1930 г. – санаторий закрылся из-за финансовых трудностей, постигших всю Германию незадолго перед приходом к власти нацистов.

В 1933 г. М.В.Вульф покидает теперь уже Германию – нацисты сразу же объявили психоанализ враждебным «высоким» идеям и целям третьего рейха. Он перебирается в Палестину (через полтора десятка лет она станет государством Израиль), как и другой известный представитель Венского психоаналитического общества и также, как и М.В.Вульф, уроженец России Макс Эйтингон. Вместе с ним в 1934 г. они организуют психоаналитическое общество Палестины. М.Эйтингон пробудет президентом Общества вплоть до своей смерти в 1943 г., после чего в течение десяти лет этот пост будет занимать М.В.Вульф, оставаясь впоследствии до конца своих дней почетным президентом Израильского психоаналитического общества.

В эти годы у М.В.Вульфа появляется большое количество учеников, среди которых не только неофиты, но и уже сертифицированные психоаналитики и психиатры, творчески развивающие его идеи и находящие им применение в своей психотерапевтической практике. Педагогическая активность М.В.Вульфа не ограничивалась клиническими рамками – он активно работал над обучающими программами с целью расширить влияние идей психоанализа на такие сферы, как психология и педагогика. Материалы его многочисленных лекций и семинаров по психоанализу образуют основу опубликованного на иврите руководства «Психика ребенка» (1946), которое сразу же становится настольной книгой для многих израильских психологов и педагогов [6].

Самая ранняя психоаналитическая публикация М.В.Вульфа относится к 1912 г., она называлась «Развитие теории детской сексуальности». Именно после ее выхода в свет он, хотя и жил тогда в России, становится членом Венского психоаналитического общества. Коллегами по Обществу статья была принята с определенным воодушевлением – наблюдения и интерпретации М.В.Вульфа показались им настолько новаторскими и оригинальными, что эту статью включили в список работ, обязательных для изучения аналитиками-кандидатами.

В этой работе автором было описано четыре клинических случая детей, состояние которых до начала психоаналитического лечения было квалифицировано как эпилепсия с частыми «малыми» приступами (для определения их у психиатров существует особый термин – petit mal). М.В.Вульф же доказательно представил эти приступы как истерические. В раннем возрасте все обследованные им юные пациенты подвергались избыточной сексуальной стимуляции со стороны родителей, которые потом внезапно начинали вести себя по отношению к своим детям по принципу «с точностью до наоборот». М.В.Вульф психоаналитически истолковал символическое значение приступов такой «эпилепсии», усматривая в них следствие подавления детьми потребности в самовозбуждении посредством мастурбации и замещенное выражение оргазма с моментальным помрачением сознания, конвульсиями и отсутствующим выражением лица. Было отмечено, что если взрослые из окружения этих детей способствовали уменьшению их сексуальной возбудимости, наступало выздоровление.

Основная часть написанных М.В.Вульфом на русском языке работ выходит в 20-е годы. В них с позиций клинического и прикладного психоанализа обсуждается широкий круг самых разных по степени актуальности проблем: «О состоянии "нереальности" у психоневротиков ("грезовых состояниях")» (1922)

, «Идея смерти у Всеволода Гаршина. Психоаналитический этюд» (1922), «К психоанализу кокетства» (1922), «Вступительная статья к книге З.Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия"» (1925), «По поводу одной сказки» (1926), «По поводу некоторых психопатологических явлений у автобусных шоферов» (1928), «Психология детских капризов» (1929) и др. [2; 3; 4].

В 1926 г. М.В.Вульф опубликовал работу «Реальность и фантазия в психике ребенка» (позднее, в 1934 г., на основе ее им была написана статья «Фантазия и реальность в психической жизни ребенка», напечатанная в «Журнале психоаналитической педагогики»

). «Доклад, читанный в Русском психоаналитическом обществе», – читаем мы в сноске к заголовку российской версии этой статьи.

Есть интересное свидетельство о предыстории этого материала [6]. В 20-е годы М.В.Вульф выступил однажды на коллегии Народного комиссариата просвещения, где обсуждался вопрос о необходимости запрета чтения советским детям… сказок. Предложение этого запрета его сторонниками обосновывалось точкой зрения, согласно которой некоторые сказки могут сами по себе вызывать детские страхи и, следовательно, представлять угрозу психическому здоровью ребенка. Сказки также представлялись «буржуазным пережитком», совершенно лишним и даже вредным для советских детей, которых предлагалось воспитывать исключительно в духе идей коммунизма на книгах, содержащих только фактический материал. То, что этого, к счастью, так и не произошло, можно отчасти считать заслугой М.В.Вульфа, у которого нашлись нужные аргументы, сумевшие убедить заседавших в абсурдности запрета чтения сказок.

Свое выступление на коллегии, как и статью, он начал с утверждения о том, что маленький ребенок еще не отличает фантазию от реальности – сказки наполнены теми же комплексами, что и детская психика. Взрослые же, пытаясь обсуждать, например, вопрос о запрете чтения сказок, неосознанно прибегают к элементарной проекции, приписывая детям собственное восприятие фантастического как противоположности реального. «А между тем, – пишет М.В.Вульф в работе «Реальность и фантазия в психике ребенка» (1926), – изучение психологии ребенка с несомненностью показывает, что делать этого мы никакого права не имеем; никакого сомнения быть не может в том, что у ребенка точного представления о фантастическом в противоположность реальному нет и отличать одно от другого он не умеет

».

М.В.Вульф утверждал, что дети, вероятно прибегая в первую очередь к той же проекции, всегда могут на время уйти от фрустрирующей реальности к нарциссическому чувству всемогущественности, идентифицируя себя со сказочными героями, что обеспечивает им своего рода катарсис. «Теперь, я думаю, понятно будет значение народной сказки, – пишет М.В.Вульф, – со всей ее нереальностью, фантастикой для психики ребенка. Она дает ему возможность изжить недоступные его осознанию переживания, продиктованные первичными влечениями, бессознательные желания и аффекты. Она имеет для него значение того, что получило название катарсиса. Такой катарсис ребенку крайне необходим вследствие слабости его сознательного мышления и одновременной сложности его психических переживаний в связи с необходимостью приспособить к требованиям культуры его первичные влечения». И далее: «…именно фантастика сказок делает их доступными и психически ценными и важными для ребенка, помогая ему изживать аффективно то, что недоступно еще его сознанию. Но этим еще вопрос не исчерпывается».

Возвращаясь к теме всемогущественности, М.В.Вульф пишет: «Ребенку… весьма свойственно то, что в психоанализе получило название всемогущества мысли (die Allmacht des Gedankens). И в данном случае мы имеем дело с явлением… психики, распространенным у примитивных народов в виде заклинаний, колдовства, различных суеверий и т.п.… Такая преувеличенная оценка собственной мысли, возведение ее в степень могучего реального фактора вытекает у ребенка, как и у дикаря, как и у душевнобольного, так сказать, в нормальном бреде величия».

Переход ребенка от фантазии к реальности, подчеркивал М.В.Вульф, должен быть постепенным и неспешным, а внезапное обесценивание мира детских фантазий может оказаться весьма опасным и привести к срыву: «Необходимо дать ребенку возможность изжить свой нарциссизм, не оскорбляя этого чувства, не унижая его, а для этого нужно дать соответствующую пищу и игре его фантазии».

Логика изложения автором представленного в этой работе материала приводит к очевидному выводу: устрашающие сказки сами по себе не провоцируют страх – только нездоровые дети подпитывают ими свои уже имеющиеся фобии. М.В.Вульф пишет: «Можно согласиться с тем, что детям, уже страдающим припадками страха, очень впечатлительным, неуравновешенным, нервнобольным лучше, на всякий случай, очень волнующих и страшных сказок не давать. Но обыкновенным, вполне нормальным и здоровым детям или даже нервнобольным после того, как период страхов уже прошел, и они способны испытывать удовольствие эстетического характера от страшного, жуткого, в особенности, если оно разрешается чувством успокоения и радости, нет причин не давать и страшных сказок».

Развивая «сказочную» тему, М.В.Вульф пишет в относящейся к 1926 г. психоаналитической миниатюре «По поводу одной сказки», где он интерпретирует «фантастический элемент» в изложенной Л.Н.Толстым «Красной Шапочке»: «…Она (сказка – А.Л.) дает также и непосредственную радость от более или менее сознательных примитивных желаний, не удовлетворенных реальностью (например, торжества слабых и маленьких),… и становится понятным, почему дети любят сказки, так остро переживают их и какую радость они им дают».

Работа М.В.Вульфа «Фетишизм и выбор объекта в раннем детстве» (1946) считается многими исследователями одним из его самых фундаментальных психоаналитических произведений, где он рассматривал значение фетиша на протяжении всех стадий психосексуального развития. При этом М.В.Вульф проследил динамику происходящего в этой области, начиная с периода инфантильного нарциссизма, вплоть до поры, когда ребенок становится способным к истинному либидинозному катексису по отношению к внешнему объекту. Можно сказать, что во время выхода статьи представленные автором выводы восполняли определенный пробел, имевшийся тогда в теории первичного выбора ребенком объекта. На оральной стадии, считал М.В.Вульф, фетиш играет роль частичного объекта, репрезентируя материнскую грудь и ее тело. При этом вытесненные чувства к матери как к объекту перемещаются на принадлежащую ей вещь, что делается возможным благодаря запаху, теплу и тактильным ощущениям, передающимся ребенку от фетиша. Как только наступает анальная фаза, фетиш приобретает значение объекта.

Дальнейшее отношение к фетишу на уровне фаллической стадии психосексуального развития показывается М.В.Вульфом на примере наблюдавшегося им пролонгированного клинического случая. Мальчик в возрасте года и трех месяцев использовал в качестве фетиша слюнявчик, беря его в рот и обсасывая при засыпании. В два с половиной года этот фетиш был утерян, на что ребенок отреагировал печальным настроением и тем, что снова стал мочиться по ночам в постель. Однако когда мальчику уже почти исполнилось четыре года, он выбрал для себя новый напоминающий мать фетиш – ее платок, который взял за правило укладывать в карман своих пижамных штанишек, прижимая к гениталиям. М.В.Вульф показывает, что это действие может символизировать страх возможной потери – осуществляя таким образом катексис по отношению к фетишу, ребенок переносит на него часть нарциссического либидо, конвертируя последнее в либидо объектное. Таким образом, страх потерять фаллос (кастрационная тревога) преобразуется в страх потерять объект. И если вначале фетиш символизирует мать, то в процессе дальнейшего развития ребенка его значение усложняется, в результате чего выстраивается цепочка идентификаций: фаллос – фетиш – мать.

Эти наблюдения привели М.В.Вульфа к выводу о том, что первая серьезная связь мальчика с объектом внешнего мира развивается через идентификацию этого объекта с собственным фаллосом. М.В.Вульф отметил, что детский фетишизм развивается полностью аутоэротично после отнятия от груди, усугубляясь при особой привязанности ребенка к естественному вскармливанию, что также можно рассматривать как важный этиологический фактор в случаях фетишизма у взрослых.

В 30-40-е г.г. в свет выходит целый ряд других клинических исследований М.В.Вульфа, среди которых выделяются «Интересный оральный симптомокомплекс и его отношение к зависимости» (1932), «Содержание истерического приступа» (1933), «Случай мужского гомосексуализма» (1941) и др. Каждая из его работ неизменно становилась предметом оживленных дискуссий в психоаналитическом сообществе – как среди клиницистов, так и в кругах психологов, педагогов и культурологов.

Последующие годы также характеризовались незаурядной и неослабевающей с годами творческой и педагогической активностью М.В.Вульфа. Из написанного им в поздние годы исследователи истории психоанализа и биографы особо выделяют такие работы, как «Проблема манифестаций невроза у детей преэдипального возраста» (1951), «О кастрационной тревоге» (1955), «О психологии суицида» (1958) и др. [4; 6].

В последней из них М.В.Вульф рассуждает о том, почему инстинкт самосохранения в определенные моменты перестает проявляться, позволяя саморазрушению одержать триумф над «здоровым» нарциссизмом. Предметом исследования этой проблемы помимо собственных клинических случаев автор сделал также и многочисленные литературные примеры. В результате М.В.Вульф пришел к следующим выводам, которые могут быть особенно важны для практикующих психиатров и психотерапевтов, работающих в «большой» психиатрии. К суициду может приводить желание смерти любимого, но не оправдавшего обращенных к нему чувств человека, с которым идентифицировано эго суицидента, – он переносит чувство ненависти, адресованное этому человеку, на собственное эго. Нормальная реакция на утрату объекта (постепенно уменьшающаяся скорбь и ее «работа») не является предметом для суицида, поскольку эта утрата ведет к глубокому нарциссическому подавлению с внутренней пустотой, ослаблением и истощением всех чувств эго и, вместе с этим, упадком чувств, стимулирующих импульсы к саморазрушению. Когда же сильное нарциссическое разочарование собственным эго превалирует, то вследствие самоуничижения и ненависти к себе может произойти суицид.

По свидетельствам современников, М.В.Вульф при всем безусловном разнообразии его научных и творческих интересов проводил свои исследования, опираясь в первую очередь на клинический материал. Как и его учитель К.Абрахам, он с самых первых шагов на поприще психиатрии и психоанализа был эмпириком, стремящимся к получению каких-либо результатов прежде всего в процессе обретения нового опыта (что было задолго до появления термина У.Биона «научение через опыт переживания») – это безоговорочно признают все, кто знал М.В.Вульфа. Несмотря на многочисленные дискуссии с основоположником психоанализа, что подтверждает, в частности, их переписка, М.В.Вульф всегда признавал правоту З.Фрейда, творчески развивая его идеи на протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни. Он был взыскательным педагогом, требовавшим от многочисленных учеников прежде всего ясности и последовательности клинического мышления. Наследие этого яркого представителя «первой волны» мирового психоанализа, пока недостаточно оцененное на его родине, в России, безусловно, еще не раз будет востребовано и творчески переосмыслено современными представителями этого направления науки о человеке.


Литература

  1. Белкин А.И., Литвинов А.В. К истории психоанализа в Советской России// Российский психоаналитический вестник. – 1992. – № 2. – С. 9-32.
  2. Классика русского психоанализа и психотерапии. 1 том/ Под ред. проф. Б.Е.Егорова. – М.: Изд-во СИП РИА, 2004. – 400 с.
  3. Лейбин В.М., Овчаренко В.И. Психоаналитическая литература в России. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 144 с.
  4. Овчаренко В.И.Российские психоаналитики. – М.: Академический Проект, 2000. – 432 с.
  5. Фрейд З. Бесстрашие истины / Вступ. ст., сост., коммент. С.Капелуш, А.Литвинов. – М.: Вагриус, 2006. – С. 131-132.
  6. Jaffe R. Moshe Woolf. Pioneering in Russia and Israel/ Psychoanalytic Pioneers. – Ed. by F.Alexander, S.Eisenstein and M.Grothjahn. – N.Y., London: Basic Books, 1966. – P. 200-209.

Библиография отдельных произведений М.В.Вульфа, опубликованных в России

  1. Вульф М.В. О психоаналитическом методе лечения (теория З.Фрейда)// Терапевтическое обозрение. – 1909. – № 7. – С. 159-168.
  2. Вульф М.В. Критический обзор немецкой психотерапевтической литературы за 1909 г.// Психотерапия. – 1911. – № 1. – С. 22-31.
  3. Вульф М.В. Критический обзор психотерапевтических работ за 1909 г.// Психотерапия. – 1911. – № 4-5. – С. 203-214.
  4. Вульф М.В. Опыт психоаналитического разбора случая психоневрологического заболевания// Современная психиатрия. – 1914. – С. 197-225.
  5. Вульф М.В. О состоянии «нереальности» у психоневротиков» («грезовых состояниях»// Журнал психологии, неврологии и психиатрии. – 1922. – т. I. – С.186-207.
  6. Вульф М.В. Идея смерти у Всеволода Гаршина. Психоаналитический этюд// Журнал психологии, неврологии и психиатрии. – 1922. – т. I. – С.82-97.
  7. Вульф М.В. К психоанализу кокетства// Современная психоневрология. – 1925. – № 3-4. – С. 355-359.
  8. Вульф М.В. Вступительная статья к книге З.Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия». – М., 1925. – С. 17-33.
  9. Вульф М.В. Памяти доктора К.Абрахама// Современная психоневрология. – 1926. – Т. 2. – № 2. – С. 218-222.
  10. Вульф М.В. Открытое письмо проф. В.М.Гаккебушу// Современная психоневрология. – 1926. – № 3. – С. 355-359.
  11. Вульф М.В. Реальность и фантазия в психике ребенка// Фантазия и реальность в психике ребенка. – Одесса, 1926. – С. 3-32.
  12. Вульф М.В. По поводу одной сказки// Фантазия и реальность в психике ребенка. – Одесса, 1926. – С. 33-48.
  13. Вульф М.В. По поводу некоторых психопатологических явлений у автобусных шоферов// Психогигиенические и неврологические исследования. – М.: 1928. – С. 194-200.
  14. Вульф М.В. Психология детских капризов. – Одесса, 1929. – 46 с.
  15. Вульф М.В. Идея смерти у Всеволода Гаршина. Психоаналитический этюд// Психоаналитический вестник. – 1992. – № 10 – С. 118-138.
  16. Вульф М. Психология детских капризов. – СПб.: Изд-во ВЕИП, 2007. – 96 с.

Библиография отдельных зарубежных публикаций М.В.Вульфа

  1. Woolf M. Beiträge zur infantile Sexualität// Zbl. Psychoanal. Psychother. – 1912. – 2. – P. 6-17.
  2. Woolf M. Phobie bei einem anderthalbjährigen Kinde// Int. Z. Psychoanal. – 1928. – 9. – P. 354-359.
  3. Woolf M. Zur Psychologie der Kinderlaunen// Imago. – 1929. – 15. – P. 263-282.
  4. Woolf M. Über einen unterressanten oralen Symptomenkomplex und seine Beziehungen zur Sucht// Int. Z. Psychoanal. – 1932. – 18. – P. 281-302.
  5. Woolf M. Über den hysterischen Anfall// Int. Z. Psychoanal. – 1933. – 19. – P. 584-612.
  6. Woolf M. Phantasie und Wirklichkeit im Seelenleben des Kleinkindes// Zeitschrift für Psychoanalytische Pädagogic. – 1934. – 8. – P. 306-318.
  7. Woolf M. Über einen Fall von männlicher Homosexualität// Int. Z. Psychoanal. – 1941. – 26. – P. 105-121.
  8. Woolf M. The child's moral development// Searchlights on delinquency. – Ed. K. R. Eissler. – London: Imago, 1941. – Р. 263-272.
  9. Woolf M. Prohibitions against the simultaneous consumption of milk and flesh in Orthodox Jewish law// Int. J. Psycho-Anal. – 1945. – 26. – P. 169-177.
  10. Woolf M. Fetishism and object choice in early childhood// Psychoanal. Quart. – 1946. – 15. – P. 450-471.
  11. Woolf M. Nefesh bayeled. – Israel: Sifriat Poalim, 1946.
  12. Woolf M. The child’s moral development// Searchlights on delinquency. – Ed. K.R.Eissler. – N.Y.: International Universities Press. – 1949. – P. 263-272.
  13. Woolf M. The problem of neurotic manifestation in children of pre-Oedipal age// Psychoanal. Stud. Child. – 1951. – 6. – P. 169-179.
  14. Woolf M. Оn castration anxiety// Int. J. Psycho-Anal. – 1955. – 36. – P. 95-104.
  15. Woolf M. Zur Psychologie des Selbstmordes// Acta Psychother. – 1958. – 6. – P. 317-326.

Автор выражает признательность академику РАЕН, проф. В.И.Овчаренко, членам правления Русского психоаналитического общества проф. Б.Е.Егорову, И.Е.Жмурину и Г.Н.Тимченко, сотрудникам Московского НИИ психиатрии О.В.Полуян и Т.Б.Полуян за помощь в работе над представленной статьей.


Онлайн сервис

Связаться с Центром

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
Связаться с Центром