Как преодолеть недостатки речи у детей

Проблема речевых нарушений у детей и взрослых становится всё более актуальной в настоящее время, и связано это со множеством причин, такими как наследственность, проблемы пренатального (беременность), натального (роды) периодов и первых лет жизни ребенка, когда закладываются основные психические функции человека, к которым относится и речь. Причем наблюдается прямая зависимость между анамнезом и сложностью речевых нарушений – чем больше и тяжелее были проблемы, тем более вероятность, что речь ребенка будет развиваться некорректно, и сложность диагноза возрастает.

Пациент логопеда - это...

Ребенок с 2-х лет, школьник и взрослый.

Многие взрослые думают – «Ну подумаешь, плохо говорит… ничего, сам научится… вот у соседки сын вообще до двух лет молчал, а потом сам заговорил и без проблем…» Это заблуждение. Да, бывают случаи, когда ребенок может начать говорить позже и потом догоняет сверстников в развитии самостоятельно и помощи логопеда не требуется…но чаще бывает так, что задержка в развитии речи не проходит самостоятельно, а наоборот, с течением времени проблема только возрастает… и чем старше ребенок, тем сложнее корректировать процесс. И зачастую логопедический диагноз таков, что родители без специальных знаний и навыков самостоятельно не смогут помочь ребенку, а нужна помощь специалиста – логопеда, а возможно и дефектолога и психолога, поскольку все психические функции взаимосвязаны и помимо собственно речевых нарушений наблюдаются трудности восприятия, памяти, внимания и т.д.

Очень часто проблемы речи наблюдаются не только у детей, но и у взрослых…кого-то это не волнует или они не замечают собственного произношения, а кого-то беспокоит и заставляет обратиться к специалисту за помощью. Причем логопед может не только исправить неправильно произносимые звуки, но и в целом улучшить дикцию и качество речи для ее красоты и благозвучия. Причем зачастую это оказывается действительно нужным, поскольку, живя в обществе и ежедневно сталкиваясь с необходимостью общения, очень важно уметь говорить правильно, понятно, так, чтобы собеседнику было интересно и комфортно слушать.

На приёме у логопеда

В начале любого лечения – диагностика. Логопед при помощи беседы, тестов и специальных заданий определяет проблему и методы ее коррекции, индивидуально для каждого случая. Курс занятий может варьироваться, поскольку каждый случай уникален и процесс работы над речью зависит от множества факторов.

Занятия у логопеда – это практика. «Доктор» учит произношению, отрабатывая с ребёнком технику: как правильно двигать губами и языком, регулировать поток воздуха при выхохе, чтобы получился нужный звук. Верный помощник логопеда при этом – зеркало, потому что пациент должен видеть все тонкости движений и корректировать их.

При сложных речевых нарушениях логопед также проводит специальный артикуляционный массаж.

Речь – это многогранный процесс, поэтому часто помимо фонетической стороны (произношение) оказываются нарушенными и такие ее стороны, как лексика (понимание и правильное употребление значений слов), грамматика (правильное соединение слов между собой и построение предложений), чтение, письмо, интонационная выразительность речи. В таких случаях логопед проводит упражнения для коррекции данных функций.

Проблемы, сигнализирующие о том, что помощь логопеда необходима:

У детей 2-6 лет:

- ребенок в 2 года не говорит.

- речь ребенка начала развиваться но после 2 лет прекратилось накопление словаря.

- речь ребенка в 3 года не разборчива и непонятна для окружающих

- в 5-6 лет наблюдается нарушение звукопроизношения, ребенок переставляет слоги в словах.

- Любые проблемы с речью, которые, возможно, были вызваны:

  • неврологическими нарушениями
  • последствиями родовой травмы
  • нарушением слуха
  • слабостью мышц языка, губ, щёк
  • патологией речевых органов (например, расщелина нёба)
  • хрипотой, опухолью голосовых связок
  • психологическими отклонениями (аутизм и др.)
  • нарушением дыхания
  • осложнённым глотанием

Проблемы речи и письма у школьников:

- Проблемы чтения и письма мешают хорошей успеваемости. Ребенок медленно читает, делает «глупые» ошибки при письме.

- Школьник допускает большое количество орфографических ошибок, хотя правила все знает.

Проблемы речи у взрослых:

- нарушения произношения отдельных звуков, нарушения дикции в целом, неразборчивая речь.

- заикание.

Чем раньше вы заметите речевую проблему и обратитесь к специалисту – тем легче будет решить ее, потому что с возрастом сложность нарушения только возрастает и помимо чисто речевых могут появиться и трудности психологического характера (страх говорить, изменение речевого поведения из-за стеснения своего произношения и пр.). Красивая и правильная речь – это залог уверенного, комфортного общения с окружающими, коммуникации, это инструмент ежедневного взаимодействия с обществом, а поэтому заслуживает внимания и своевременной коррекции.

Онлайн сервис

Связаться с Центром

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
Связаться с Центром