Второе пришествие Фрейда

Олег ЗОЛОТОВ

Еще несколько лет назад вышел в свет словарь иностранных слов, в котором читаем: «Психоанализ — антинаучное, реакционное, субъективно-идеалистическое направление в буржуазной психологии и психотерапии, созданное Зигмундом Фрейдом... Психоанализ полностью опровергнут советской наукой».

А через год появился Указ президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа в России». Опровергнутый фрейдизм неожиданно получил в России государственный статус. В центре Санкт-Петербурга был открыт Институт психоанализа. Но еще за несколько лет до этого в Москве под руководством психиатра и психоэндокринолога, профессора А. И. Белкина была зарегистрирована первая в тогда еще СССР психоаналитическая общественная организация «Русское психоаналитическое общество». В чем заключается суть психоаналитического лечения? С этого вопроса началась беседа корреспондента «Труда» с членом правления Русского психоаналитического общества, кандидатом медицинских наук Александром Литвиновым.

Приведу такой пример. К специалисту обращается дама. Жалуется на то, что всякий раз, когда она до чего-нибудь дотронется, у нее возникает непреодолимая потребность вымыть руки. Это очень мешает ей жить.

Оказывается, что ее навязчивое желание возникло после того, как ушел муж. Женщина была очень зависима от него и едва подавила в себе обиду, когда он ее жестоко покинул. В ходе дальнейшей психотерапевтической работы узнается, что в детстве у нее был жестокий отец, который очень много для нее значил, хотя и был к ней порой весьма жесток. При этом она даже не смела на него сердиться, хотя втайне фантазировала, как ее папаша убит или покалечен... Из-за угрызений совести она постаралась забыть эти переживания, а измена мужа, в чем-то похожего на отца, как бы возродила эту ненависть и подлила масла в огонь.

Невроз, которым страдала женщина, и был запоздалой реакцией на ее враждебность к отцу.
Он, кстати, тоже ушел из семьи. После анализа ее фантазий и ассоциаций выясняется, что она борется с сильным чувством враждебности. Бессознательно она воспринимала любое свое прикосновение к чему-то как попытку этот предмет уничтожить. И ей нужно было помыть руки, чтобы очиститься, освободиться от дискомфортного состояния.

После восстановления в сознании этой цепочки и ее психотерапевтической «проработки» симптом прошел. Фрейд считал, что психоанализ заключается в выявлении подобных подавленных переживаний, испытанных главным образом в детстве. Осознавая и меняя свое отношение к ним, человек перестает быть игрушкой тайных сил и выздоравливает

— Каким же образом удается заставить человека вспомнить давно забытые случаи из жизни?
— Слово заставить здесь неуместно. Этого удается достигнуть, в частности, с помощью анализа сновидений и свободных ассоциаций.
— Как это выглядит на практике?
— Ко мне обратилась девушка, которая собиралась уехать в Германию, но по непонятным для нее причинам никак не могла заставить себя изучать немецкий язык. Какие ощущения в теле вы испытываете сейчас, когда думаете об этой ситуации? — спросил я. Она ответила, что у нее болит голень.

—Какие мысли и ассоциации вам при этом приходят в голову?

На нее нахлынул поток воспоминаний. Выяснилось, что в далеком детстве она качалась на качелях и упала, сильно ушибив ногу. Окружающие детишки при этом кричали: «Фашистка, фашистка...».
Она была немкой. Чувство униженности, физическая боль сплелись в единый клубок, сформировав чувство вины.

Девушка стала взрослой, и из подсознания возник навязчивый вопрос: «Я уезжаю к себе на историческую родину. Значит, я фашистка?» Поэтому она и не могла заставить себя учить язык.
После осознания этих фактов и повторного их переживания постепенно наступило выздоровление.


…Мне сегодня приснился странный сон, будто я снова призван в армию. Пытаюсь рассказать, что уже выполнил свой долг перед родиной, но меня никто не слушает. Я-таки попадаю в казарму. Что это может значить?

Сны, пожалуй, лучше всего отражают наши подлинные эмоции. Но расшифровка их символов непростой процесс, требующий вашего активного участия. Он совершенно не похож на разгадывание ребусов. Хотя, скорее всего, в вашей жизни произошло нечто, после чего вы были вынуждены заняться делом, которое вам не нравится. Связано ли это с работой, личными отношениями, обязательствами перед родителями, вам судить.

— Один мой приятель, большой поклонник Фрейда, уверял меня, что наши сновидения сплошь сексуальные символы. Колюще-режущие предметы — мужские. Банки, кастрюли, отверстия — женские.
— Это грубое упрощение. Главное — личные ассоциации, которые возникают у вас в связи с ними, и так называемый индивидуальный контекст, в котором эти предметы предстают перед вами. К примеру, огонь может быть и символом Бога, и страсти, и домашнего очага... Обнаженность и эксгибиционистские наклонности, и стремление к искренности, и отказ от навязанных обществом социаль¬ных ролей... Фрейд работал в очень консервативные времена, когда сексуальное влечение жестоко подавлялось. Поэтому, наверное, у его пациентов и всплывали ассоциации, которые истолковывались именно так.
— Фрейда, кстати, советские ученые частенько обвиняли в гипертрофированной зацикленности на вопросах секса?
— Для ранних работ австрийского ученого это, вероятно, и было характерно. Но он честно отказывался от тех своих гипотез, которые не подтверждались практикой. Секс, безусловно, один из важнейших источников жизненного удовлетворения. Причем чем больше мы его подавляем, тем больше проблем при этом возникает. Человеку важно интегрировать половое влечение в структуру своей личности и выразить его в формах, приемлемых для общества. Сам Фрейд, кстати, был образцовым семьянином и имел шестеро детей.

— Какие советы вы даете человеку чаще всего?
— Психоаналитик (да и, по-моему, любой серьезный психотерапевт) никогда и ничего не советует. Он лишь помогает человеку разобраться в своих подлинных чувствах и переживаниях. Один из невротических симптомов это нежелание брать на себя ответственность за собственную жизнь. Поэтому, когда пациент начинает упрекать психоаналитика, скажем, в равнодушии, можно спросить: «Вы ищете сочувствия или излечения? Вы проецируете на меня образ спасителя, считывая, что я возьму на себя ответственность за вашу жизнь?» Вообще пациенты частенько видят в консультанте отца, мать, бабушку... И начинают испытывать к специалисту те чувства, которые ранее испытывали к ним. Это называется переносом, и на одном из этапов терапии начинается работа с ним. Ее смысл опять же в осознании, а затем в выработке нового, более зрелого отношения к проблеме. Пациент должен стать самостоятельным человеком.

— Интересно, какие чувства испытывает сам психоаналитик?
— Психоаналитик испытывает так называемый контрперенос и с ним тоже надо работать. Например, мой коллега, когда его клиент расплакался, подумал: Мужчина не имеет права себя так вести. Позже психоаналитик вспомнил, как сам в детстве ревел после обид, нанесенных мальчишками, и пошел жаловаться отцу. Тот жестоко рассмеялся над ним и назвал слабаком. Осознав это, специалист смог избавиться от критических эмоций и лучше понять чувства обратившегося к нему человека.
— Выходит, и аналитику нужен анализ.
— Конечно. Обучение специалиста в этой области вообще очень длительный процесс. На Западе, чтобы получить лицензию, необходимо, во-первых, иметь высшее образование в области психологии или психиатрии, во-вторых, пройти специальную постдипломную подготовку (вроде нашей аспирантуры), в-третьих, самому испытать на себе анализ в роли клиента и, наконец, несколько лет проработать под руководством более опытного аналитика. У нас несколько проще. Хотя, кроме необходимого образования, будущий специалист тоже проходит через собственный анализ в течение 150 часов (для сравнения: на Западе 600 часов). Поэтому мы именуем себя не психоаналитиками, а психоаналитически ориентированными психотерапевтами.

Фактически мы пока только начинаем возрождать эту науку в России. Она ведь все эти годы находилась под запретом, хотя до революции и после нее Москву называли третьей столицей психоанализа наряду с Веной (родиной Фрейда) и Берлином, где в первые годы существования учения австрийского ученого было наибольшее число последователей.

— И чем в этом смысле отличилась Москва?
— Идеи Фрейда быстро нашли отклик в нашей стране. Ведь и вся русская философия подчеркивала значимость неконтролируемых велений сердца. Работы этого психолога переводились и появлялись у нас в печати значительно раньше, чем, например, в Париже. После речеловека и открыли первый психоаналитический детский дом Международная солидарность, который располагался в нынешнем доме-музее Максима Горького. Но с середины 20-х годов начались гонения на психоаналитические организации, и в 1930 году специальным указом НКВД они были просто запрещены. Этому во многом способствовали и остро-пренебрежительные высказывания Фрейда по поводу того социального эксперимента, который проводится в России. Большевики, поняв, что вместо союза рабочих и крестьян предлагается какой-то союз сознания и бессознательного, объявили психоанализ буржуазной лженаукой.

— Говорят, психоанализ очень дорогостоящее дело.
— Стоимость каждого сеанса психоаналитической терапии, по моим сведениям, в среднем не больше, чем у любого другого психотерапевта. Другое дело, что это гораздо более длительная процедура, что, естественно, предполагает необходимость планирования вашего бюджета. Однако наши специалисты учитывают возможности своих пациентов, определяя плату индивидуально. Обычно люди убеждаются, что затраты не так уж велики. Более того, оказывается, что они тратили гораздо больше денег на бегство от проблем либо на попытки решить их с помощью других малопродуктивных или даже разрушительных способов. Как-то: алкоголь, наркотики, психотропные лекарства, обращение к шарлатанам...

— Чем отличается российский пациент от западного?
— По существу, ничем. Личностные проблемы и у нас, и у них общие. Другое дело, что мы живем в социально менее благоприятных условиях, и это всего лишь обусловливает специфику их проявления.
— Как человеку выбрать себе аналитика?
— Это непросто. Раскрученным лейблом психоанализа сейчас пользуются многие шарлатаны. Какая-нибудь студентка МГУ прочитает пару работ Фрейда и тут же дает объявление в газету, что готова оказать соответствующую помощь...

Очень важно сразу, я бы сказал, по-западному дотошно поинтересоваться дипломами, сертификатами специалиста, репутацией того заведения, куда вы обращаетесь.


Онлайн сервис

Связаться с Центром

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
Связаться с Центром