Мелани Кляйн (1882-1960): штрихи к биографии

Мелани Кляйн (в девичестве Райзес) родилась в Вене 30 марта 1882 года младшей из четырех детей в семье врача. Она с восхищением относилась к независимому духу и научным воззрениям своего отца, однако их отношения никогда не были близкими главным образом из-за разницы в возрасте более, чем в пятьдесят лет. Ближе к ней была мать – прекрасная и образованная женщина. Мелани было всего четырнадцать, когда она решила посвятить себя медицине. Будучи подготовленной братом, она выдержала вступительные экзамены в Венскую гимназию – единственное тогда в городе учебное заведение, готовившее к поступлению в университет.

Вскоре после зачисления туда, в возрасте семнадцати лет, она заключает помолвку с Артуром Кляйном, занимавшимся промышленной химией. Из-за ранней помолвки и брака в 21 год планы Мелани меняются – в Венском университете она изучает искусства и историю, но образования не завершает. У Артура и Мелани Кляйн родилось трое детей – Мелитта, Ганс и Эрик. Семья переселяется в Будапешт, где на глаза Мелани случайно попадается одна из работ З.Фрейда. Созданная им новая наука – психоанализ немедленно вызывает у нее большой интерес. Она начинает проходить личный анализ у Шандора Ференци и продолжает его в течение нескольких последующих лет.

19 июля 1919 года Мелани Кляйн впервые выступает перед Будапештским психоаналитическим обществом на тему детского развития. Материалы этого сообщения, впоследствии дополненные и расширенные, легли в основу ее первой печатной статьи «Развитие ребенка», и в конце 1919 года ее избирают членом Будапештского психоаналитического общества. В 1920 г., на психоаналитическом конгрессе в Гааге она лично познакомилась с З.Фрейдом и К.Абрахамом, последний оказался настолько впечатлен знаниями и заинтересованностью идеями психоанализа молодой исследовательницы, что предложил ей начать практику в Берлине.

В январе 1921 г. Артур Кляйн отправляется в Швецию, а Мелани с детьми перебирается в Берлин. Эта разлука супругов стала первым шагом на пути к разводу, произошедшему в 1923 г.

Первым пациентом М.Кляйн стал пятилетний мальчик, которого она вела у него на дому. Прежде всего она обнаружила, что этот ребенок проявляет свои фантазии и страхи преимущественно по отношению к игрушкам. М.Кляйн пыталась интерпретировать драматизируемое таким образом ребенком в манере, сходной с фрейдовским толкованием сновидений. Это стало началом развития ее игровой техники терапии.

Следующие пять лет М.Кляйн проработала в Берлине. Ее наблюдения за шокирующей и нереалистической природой фантазий маленьких пациентов привели к разногласиям с немалой частью коллег, особенно тех, кто работал только со взрослыми пациентами. Убежденность М.Кляйн в применимости детского психоанализа без обучающей и рационалистической составляющих принималась в психоаналитических кругах того времени крайне редко и неохотно.

По приглашению Эрнеста Джонса летом 1925 г. М.Кляйн прочла в Лондоне курс лекций. В 1926 г. она приняла его предложение переехать в Лондон и начать работу в Британском психоаналитическом обществе. М.Кляйн впоследствии никогда не пришлось жалеть об этом решении. Э.Джонс стал третьим известным психоаналитиком, распознавшим и спонсировавшим ее талант, способствовав продолжению работы М.Кляйн с детьми. Многие британские коллеги с энтузиазмом учились у нее детскому анализу, представляя многочисленные случаи на ее супервизии. В начале 1930-х г.г. М.Кляйн начала работать со взрослыми пациентами, не прекращая при этом заниматься с детьми.

Хотя ее аналитическая практика процветала, в личную жизнь М.Кляйн весной 1934 г. пришла трагедия, когда в результате несчастного случая в горах погиб занимавшийся альпинизмом ее старший 27-летний сын Ганс. Ее дочь Мелитта Шмидберг завершив медицинское образование и став известным психотерапевтом и аналитическим исследователем в Нью-Йорке, вернулась в Лондон.

Дебаты в отношении работы М.Кляйн усиливались. Техника, которой она следовала на основе наблюдений за колебаниями настроения, непосредственно вызванными процессами интроекции и проекции, с использованием ранних и частых интерпретаций – все это для многих аналитиков считалось из ряда вон выходящим. Однако следующая декада споров о подходах М.Кляйн продемонстрировала полную поддержку когда-то приветствовавших ее многих британских коллег. Вокруг нее сплотилось немало учеников, ставших впоследствии известными в Британском психоаналитическом обществе как «кляйнианцы». Хотя их сообщество и институт в Лондоне, ставший по сути школой М.Кляйн, избегали формального отделения от Британского психоаналитического общества, фактически произошел раскол, ставший глубоким и постоянным. В институте прошли обучение многие аналитики, успешно практиковавшие как в Англии, так в Европе и Латинской Америке, а преподававшая в нем М.Кляйн в качестве супервизирующего аналитика вошла в историю британского психоанализа как тонкий и блестящий педагог.

Анализ своего последнего пациента-ребенка М.Кляйн завершила в конце 1940-х г.г., но до самой смерти в 1960 г. она обращалась к опыту детского психоаналитика, супервизируя многочисленных студентов, обращавшихся к ее технике и концептуальным построениям. В последние годы жизни главным для М.Кляйн стало обучение и проведение дидактического анализа студентов, лечение взрослых пациентов и написание статей и книг. Ее творческое наследие вытекает преимущественно из опыта изучения шизоидных защитных механизмов, описанной ею параноидно-шизоидной позиции, психоаналитических аспектов при изучении психозов, а также работ по исследованию инфантильной и оральной зависти, что воплотилось, в частности, в работе «Зависть и благодарность», написанной за четыре года до смерти. В течение успешных в творческом отношении двух лет М.Кляйн завершила одну из своих самых ярких работ – «Хроника детского анализа». Дожив до семидесяти восьми лет, она проявляла самые разнообразные творческие интересы, написав, в частности «Психоаналитическое исследование Орестеи и Эсхила», которое она готовила для представления на конгрессе Международной психоаналитической ассоциации в Эдинбурге.

В 1960 г. М.Кляйн была успешно прооперирована по поводу медленно развивавшейся злокачественной опухоли. Послеоперационный период протекал успешно, 22 сентября она была рада визиту своего сына Эрнеста, однако спустя два часа после этого Мелани Кляйн внезапно скончалась вследствие тромбоэмболии легочной артерии.     

Онлайн сервис

Связаться с Центром

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
Связаться с Центром