В последние годы мы стали больше говорить о проблеме насилия, проблеме, характерной для всех регионов мира. (Подробнее …). Вскрываются нелицеприятные факты прошлого, выносятся на открытое обсуждение «неудобные» вопросы отношений между людьми (как на уровне в целом социума, так и микроуровне общины и семьи). Важно понимать, что данная проблема касается не только самих жертв, но и общества на всех уровнях. Более 20 лет назад (1996 г.) Всемирная ассамблея здравоохранения объявила насилие важнейшей и все более обостряющейся проблемой здравоохранения во всем мире.[5] При этом, однако, реально оценить масштаб проблемы оказывается фактически невозможным. В частности, в разных исследованиях и разных регионах применяются разные способы сбора и обработки данных. Возможно, поэтому некоторые из получивших наибольший резонанс статистик противоречат друг другу, Всемирная организация здравоохранения настоятельно рекомендует использовать принцип научной обоснованности, а потому при работе над данной статьей мы постарались исключить спорные моменты. С 2012 по 2020 года ВОЗ проводит глобальную кампанию по предупреждению насилия, целью которой, в том числе является подчеркивание важности роли здравоохранения в оказании воздействия на причины и последствия насилия, содействия его профилактике. (Подробнее … )
Итак, что же такое насилие?
По определению, «насилие — намеренное использование (реальное или угрожаемое) физической силы или власти против самого себя, другого лица, группы лиц или какого-то сообщества, причиняющее либо с большой вероятностью способное причинить увечья, психологические травмы, привести к смерти, вызвать трудности в развитии или лишения» [6], и, таким образом, включает угрозы и запугивание, отсутствие заботы, неоказание помощи или пренебрежение. Кроме того, имеет значение преднамеренное фактическое совершение акта насилия, а не только его последствий. Принято подразделять насилие на физическое, сексуальное, психологическое, а также нанесение ущерба или отсутствие заботы, часть авторов отдельно выделяют экономическое насилие. Хотя на самом деле эти варианты трудно разделимы: по сути, все формы насилия имеют и психологический компонент, а воздействие исключительно психологической формы насилия порой не менее разрушительно, чем любой другой (Подробнее … ).
Всемирная организация здравоохранения предлагает следующую типологию насилия: 1) Покушение на собственную жизнь или здоровье (суицидальное поведение и жестокое отношение к себе, истязание) 2) Межличностное насилие, осуществляемое другим человеком или группой людей. Оно подразделяется на внутрисемейное и коллективное. Вторая группа включает в себя случайные акты насилия, а также произведенные незнакомыми лицами, домогательства, насилие в учреждениях (школах, местах работы, тюрьмах, больницах и домах престарелых). К факторам риска насильственных действий принято относить социально— экономические и культуральные особенности, личностные характеристики агрессора (низкая самооценка, трудности контролирования поведения, категоричность), особенности воспитания (отсутствие эмоциональных связей и поддержки, опыт насилия в семье), а также пребывание в ситуациях хронического стресса (в частности изоляции). Большинство авторов подчеркивают важность присутствия неравенства между людьми (социального, финансового, по уровню физической силы). При этом, по всей видимости, насилие происходит в силу стремления человека к власти и контролю.
Внутрисемейное насилие
Важно понимать, что большая доля насилия совершается вдали от людских глаз, а его жертвы слишком малы, слабы или больны, чтобы защитить себя или вынуждены хранить молчание вследствие оказанного на них давления или традиций. И это особенно характерно для случаев внутрисемейного насилия. Общепринято считать мужчину основным источником насилия в семье. Это не в полной мере соответствует действительности. Насилие имеет отношение к стремлению к власти и неравенству, но его могут совершать представители обоих полов и любых сексуальных предпочтений, вне зависимости от возраста, уровня дохода, образования, религиозных и политических взглядов. Однако, по статистике, женщины чаще становятся жертвами межпартнерского насилия, чаще живут в страхе полового партнера (в том числе бывшего) и получают физические увечья. Причем зачастую, беременность оказывается триггером для начала или ужесточения насильственных действий.Одной из самых уязвимых групп также оказываются дети, которые становятся как непосредственными жертвами насильственного акта, так и его свидетелями ( Подробнее … ) При этом, статистические данные ВОЗ говорят о том, что телесные наказания в отношении детей чаще применяются матерями (возможно, по причине большего времени, проводимого с ними).
Что в цифрах?
В соответствии с публикуемыми цифрами, порядка 20% женщин в нашей стране сталкивается с насилием дома, более половины не обращаются за помощью.[2] Около 9% от числа всех насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних совершается родителями (абсолютное число - 2 676, по данным за 2017 год).[3] Однако общемировые цифры (опубликованные ВОЗ) оказываются не менее «впечатляющими»: четверть взрослого населения подвергались физическому насилию в детстве, каждая пятая женщина подвергалась сексуальному насилию в детстве, каждая третья женщина становилась жертвой физического или сексуального насилия со стороны полового партнера. [1] По данным телефонного опроса, 24,8% жительниц США сообщили об опыте сексуального и/или физического насилия со стороны полового партнера в разные периоды жизни. ( Подробнее … ) По данным австралийских ресурсов, каждая четвертая жительница страны становится жертвой одной из форм внутрисемейного насилия (а 17% всех жительниц - физического и/или сексуального) ( Подробнее … ) ( Подробнее … )
Последствия
Насилие может иметь целый спектр последствий, как возникающих сразу, так и отдаленных. Помимо очевидных физических травм, развития нежелательной беременности и заражения заболеваниям, передающимися половым путем физические формы насилия практически всегда сопровождаются психологическими и социальными последствиями. Кроме того, ущерб от исключительно психологического насилия мало отличается по значимости от физической травмы. (Centers for Disease Control and Prevention (CDC). Costs of Intimate Partner Violence Against Women in the United States. CDC, National Center for Injury Prevention and Control. Available at (https://www.cdc.gov/violenceprevention/pdf/IPVBook-a.pdf. March 2003, Smith, S.G., Chen, J., Basile, K.C., et al. The National Intimate Partner and Sexual Violence Survey (NISVS): 2010-2012 State Report. National Center for Injury Prevention and Control, Centers for Disease Control and Prevention. Available at https://www.cdc.gov/violenceprevention/pdf/NISVS-StateReportBook.pdf. 2017; Accessed: June 12, 2017, U.S. Department of Justice - Office of Justice Programs. Special Report: Intimate Partner Violence, 1993–2010. November 2012. [Full Text]., McCoy M. Domestic violence: clues to victimization. Ann Emerg Med. 1996 Jun. 27(6):764-5. [Medline]. English, Diana J, J. Christopher Graham, Rae R. Newton, Terri L. Lewis, Richard Thompson, Jonathan B. Kotch, and Cindy Weisbart. 2008. At-risk and maltreated children exposed to intimate partner aggression/violence: what the conflict looks like and its relationship to child outcomes. Child Maltreat, 14 (2)),)
При любых формах насилия сразу после насильственного акта у жертвы в той или иной степени (вплоть до острых психических реакций) могут формироваться чувство страха, изоляции, гнева, вины и стыда, ощущение предательства. Жертва может брать ответственность за ситуацию насилия на себя. Впоследствии жертвы насилия зачастую страдают хроническими расстройствами настроения и тревожными расстройствами, нарушениями сна, имеют сниженную самооценку и нарушенное восприятие мира, склонность к диссоциативным состояниям. Особое значение имеет влияние насилия на детей. Важно подчеркнуть, что перенесенное в детстве насилие сказывается на здоровье и благополучии в течение всей жизни (нарушения развития, формирование хронических психических расстройств и рискованных форм поведения, способствующих увеличению риска развития инфекционных и неинфекционных соматических заболеваний, незапланированных беременностей), а кроме того, влиять на благополучие последующих поколений. (Подробнее … )
Психологическое насилие
Следует отдельно поговорить о психологическом насилии (сегодня все большую популярность приобретает термин «абьюз»). Дело в том, что оно осуществляется как в вербальной, так и невербальной форме и зачастую совсем не очевидно. Порой насилие скрывается за маской желания «улучшить» человека, «сделать ему добро». Наиболее часто понятие психологического насилия включает такие действия, как игнорирование, обесценивание и унижение, запугивание и шантаж, газлайтинг, контроль, изоляцию, приобщение к незаконной деятельности. [7] Чаще всего мы сталкиваемся с явлением психологического насилия во внутрисемейных отношениях: как партнерских, так и детско-родительских (в том числе и со стороны взрослых детей по отношению к престарелым родителям). А также в случаях коллективного насилия: буллинг со стороны сверстников, травля детей со стороны учителей/воспитателей, взрослых на работе, людей любого возраста в киберпространстве, пациентов стационаров (в особенности это касается незащищенных групп – пожилого возраста, имеющих ограниченные возможности, душевно больных).
Как распознать психологическое насилие?
Психологическое насилие – это в некотором роде форма отношений, оно как правило осуществляется систематически. Вы стали жертвой психологического насилия, если: 1. Вас постоянно высмеивают и/или оскорбляют (особенно публично), в том числе навешивают «ярлык» глупого, инфантильного или неполноценного человека; 2. Вам постоянно указывают на любые просчеты и ошибки; 3. Ваши мысли, чувства, желания постоянно обесцениваются и/или игнорируются; 4. Вас постоянно сравнивают с кем-либо (чаще в негативном ключе); 5. Вы ощущаете жесткий, тотальный контроль во всех аспектах жизни, в том числе Вам ограничивают круг общения, интересов, хобби, настаивают на отчетах о времени/месте пребывания вплоть до установки слежки, контролируют деятельность в соцсетях, нарушают приватность переписки и телефонных разговоров; 6. Вас будто бы убеждают в «неадекватности», Вас постоянно убеждают в ошибочности Ваших чувств, воспоминаний, восприятия ситуации; 7. Вас ограничивают в свободе, в том числе финансовой; 8. Вас держат в постоянном страхе, угрожают как физическим насилием, так и причинением вреда материального или репутации; 9. Вас склоняют к противоправным действиям (в основном характерно для насилия над детьми, подростками).
Что делать?
Насилие встречается повсеместно. Есть люди, готовые помочь. Насилие можно остановить и предотвратить. В первую очередь необходимо обратиться за помощью.
Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8— 800— 2000— 122 (круглосуточно)
Служба экстренной психологической помощи МЧС России: 8— 499— 216— 50— 50 (круглосуточно)
Онлайн консультирование: psi.mchs.gov.ru
Московская служба психологической помощи населению: 051 (круглосуточно)
Онлайн консультирование оказывают не только для жителей Москвы: msph.ru
Также существуют различные общественные организации и кризисные центры.
Квалифицированная психотерапевтическая помощь способна помочь жертве насилия минимизировать его последствия. Зачастую жертвы внутрисемейного насилия являются участниками созависимых отношений, а значит психологическая помощь будет включать проработку этой проблемы и профилактику повторения событий. Необходимо проводить четкую границу между созависимостью жертвы и виной. Насилие – это всегда вопрос власти/силы. Жертва не может быть ее источником, жертву ни в коем случае НЕЛЬЗЯ винить. Человек, применяющий насилие, но желающий это изменить, может также получить профессиональную помощь, в том числе научиться лучше осознавать свои чувства, сформировать навыки решения конфликтов без применения силы, нормализовать восприятие себя. Опять же, есть люди, готовые помочь. Семейная терапия – одно из наиболее эффективных средств преодоления насилия в семье при условии обоюдного желания партнеров. Терапия последствий насилия над детьми и профилактика новых случаев практически всегда существует при обязательном подключении семьи. Крайне важно понимать, что ЛЮБОЕ насилие недопустимо. Его нельзя оправдать ни обстоятельствами, ни поведением жертвы, ни прошлым агрессора. Вопреки распространенному мнению, «тиран» может контролировать свое поведение. Как правило, агрессоры «удачно» выбирают жертву, способные совершать насильственные действия без внешних свидетелей, во вполне определенных «безопасных для себя» условиях» и, как правило, способны резко прекратить их при возникновении условно выгоды для себя (например, звонок начальника, появление полиции и др.)
[1]ВОЗ Доклад о положении дел в мире в сфере профилактики насилия за 2014 г. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/145087/WHO_NMH_NVI_14.2_rus.pdf?sequence=2
[2] Human Rights Watch: Проблема домашнего насилия в России и реакция государства. https://www.hrw.org/ru/report/2018/10/25/323648
[3] Выступление на круглом столе в Общественной палате РФ Тимошиной Елены Михайловны (кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКГУ ВНИИ МВД России) https://youtu.be/Xl5tQ4cN_9Y
[5] FORTY— NINTH WORLD HEALTH ASSEMBLY GENEVA, WHA49.25 Prevention of violence: a public health priority. https://www.who.int/violence_injury_prevention/media/en/173.pdf
[6] ВОЗ: Насилие и его влияние на здоровье. https://www.who.int/publications/list/9241545615/ru/
[7] The National Clearinghouse on Family Violence (Canada). https://web.archive.org/web/20050224221048/http://www.phac— aspc.gc.ca/ncfv— cnivf/familyviolence/pdfs/emotion.pdf
[8] English, Diana J, J. Christopher Graham, Rae R. Newton, Terri L. Lewis, Richard Thompson, Jonathan B. Kotch, and Cindy Weisbart. 2008. At— risk and maltreated children exposed to intimate partner aggression/violence: what the conflict looks like and its relationship to child outcomes. Child Maltreat. https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1077559508326287
[9] Assessment of the Harmful Psychiatric and Behavioral Effects of Different Forms of Child Maltreatment, David D. Vachon, Robert F. Kruger, Fred Rogosch, Dante Cicchetti, JAMA Psychiatry, 2015.
[10] Assessment of the Harmful Psychiatric and Behavioral Effects of Different Forms of Child Maltreatment.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26465073
[11] Behavioral Problems After Early Life Stress: Contributions of the Hippocampus and Amygdala. https://www.biologicalpsychiatryjournal.com/article/S0006— 3223(14)00351— 5/fulltext
[12] Association of a History of Child Abuse With Impaired Myelination in the Anterior Cingulate Cortex: Convergent Epigenetic, Transcriptional, and Morphological Evidence. https://ajp.psychiatryonline.org/doi/10.1176/appi.ajp.2017.16111286
[13]https://www.ahajournals.org/doi/full/10.1161/CIR.0000000000000536
[14] Is the childhood home food environment a confounder of the association between child maltreatment exposure and adult body mass index? https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0091743518300434?via%3Dihub
[15] Adverse Childhood Exposures Associated with Adult Insomnia Symptoms, Abstract ID: 0784. Journal Sleep.
[16] Childhood maltreatment and migraine (part I). Prevalence and adult revictimization: a multicenter headache clinic survey. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19845782
[17] The Long— Term Health Consequences of Child Physical Abuse, Emotional Abuse, and Neglect: A Systematic Review and Meta— Analysis https://journals.plos.org/plosmedicine/article?id=10.1371/journal.pmed.1001349
[18] Burden attributable to child maltreatment in Australia https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0145213415001684?via%3Dihub
[19] Childhood maltreatment and adult suicidality: a comprehensive systematic review with meta— analysis. https://www.cambridge.org/core/journals/psychological— medicine/article/childhood— maltreatment— and— adult— suicidality— a— comprehensive— systematic— review— with— metaanalysis/043CB9ABD61C68B00C4F72EFE02B9A17
[20] Child Abuse, Sexual Assault, Community Violence and High School Graduation https://www.nowpublishers.com/article/Details/RBE— 0065
[21] Association of Child Maltreatment with South African Adults’ Wages: Evidence from the Cape Area Panel Study https://healtheconomicsreview.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13561— 018— 0206— 6
[22] The Legacy of Early Abuse and Neglect for Social and Academic Competence From Childhood to Adulthood https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/cdev.13033