Первое столетие российского психоанализа

В.И. Овчаренко

Около ста лет тому назад, вскоре после создания основ психоанализа, в России появились первые публикации работ Зигмунда Фрейда (1856-1939). С начала ХХ века Россия стала страной, в которой работы З.Фрейда и его последователей переводились и публиковались наиболее оперативно и представительно, а психоаналитические идеи нашли отклик у специалистов и общественности. Тогда вряд ли кто мог представить, что этим идеям и их носителям придется разделить трагедию народа и страны, масштабы, следствия и последствия которой все еще не получили ни должного осмысления, ни соответствующей оценки.

На протяжении длительного времени исследования и работы по истории российского психоанализа носили преимущественно приватный характер и осуществлялись почти исключительно зарубежными специалистами (1)

, которые, несмотря на заведомую ситуативную слабость источниковедческой базы, все же сумели получить результаты, представляющие значительный научный интерес.

Политика гласности и информационный прорыв, осуществленный в России во второй половине 80-х и 90-е годы XX в., позволили отечественным ученым ввести в научный оборот ряд новых документов, материалов и идей (2), совокупность которых дает возможность выработать общее предварительное представление об истории российского психоанализа. В этой связи одной из основных задач ныне является выработка систематизированного представления о путях формирования, ходе и результатах развития российского психоанализа и российского психоаналитического движения. Решение ее естественно предполагает осуществление хронологической систематизации имеющегося исторического материала и создание периодизации истории российского психоанализа как необходимого и неизбежного момента и основы его понимания и объяснения.

Работа подобного рода всегда сопряжена с преодолением ряда трудностей, порождаемых фрагментарностью и неполнотой исторической информации, наличием различных легенд и мифов, а также с определением целей, задач, критериев, доминирующих тенденций, хронологических рубежей периодизации и т.д.

Предпосылкой решения проблемы оснований периодизации выступает понимание того, что многомерная история российского психоанализа является лишь одним из микроэлементов трагической истории народа и страны. В силу этого обстоятельства в качестве универсального критерия периодизации истории российского психоанализа и российского психоаналитического движения могут быть приняты основное содержание развития и доминирующая форма существования психоанализа в социокультурной среде.

Понимание периодизации как условного деления какого-либо исторического процесса на хронологические периоды соответственно их сущностным сходным признакам и качественно отличительным особенностям, определяемым в зависимости от избранного критерия, позволяет принять в качестве единого принципа и признака разграничения периодов последовательную смену доминирующих тенденций развития российского психоанализа в его единстве и многообразии.

Пролонгированный и многомерный характер смены одних доминирующих тенденций другими определяет естественную относительность границ между ними, а следовательно, и относительность границ между периодами, – хронологические рубежи всегда имеют искусственный, конвенциональный и символический характер.

Исходя из логики развития российского психоанализа и методологии его истории, позволительно полагать, что в качестве основных хронологических рубежей периодизации истории российского психоанализа могут быть приняты 1904, 1910, 1914, 1922, 1932, 1956 и 1989 годы.

Таким образом, в целом история российского психоанализа может быть представлена в виде семи основных периодов, в совокупности охватывающих временной интервал около 100 лет – с начала XX в. вплоть до настоящего времени.


Периоды истории российского психоанализа


  1. Просветительский 1904-1910 гг.
  2. Адаптационный 1910-1914
  3. Дезинтеграционный 1914-1922
  4. Институциональный 1922-1932
  5. Латентный 1932-1956
  6. Билатеральный 1956-1989
  7. Интеграционный 1989-по н/время


1. Просветительский период (1904-1910) характеризуется тем, что проникновение и распространение идей З.Фрейда в России носило преимущественно просветительский характер. Психоаналитическое просвещение осуществлялось в исторически благоприятной ситуации, существенными чертами которой были мировой уровень развития российской психологии, психиатрии, психотерапии и неврологии, располагавших корпусом кадров высшей профессиональной квалификации.

Начальной точкой психоаналитического просвещения и распространения психоанализа в России можно считать 1904 г., когда в Санкт-Петербурге вышла работа З.Фрейда «О сновидениях».

Наиболее существенную роль в распространении, популяризации и экспериментальной проверке психоаналитических идей в данный период сыграли психиатры, в общем оперативно и адекватно оценившие содержание, возможности и перспективы теоретического, прикладного и клинического психоанализа. Публикации Н.Е.Осипова (1908 и др.), доклад М.В.Вульфа (1908), статьи и спецкурс Н.А.Вырубова (1909), статьи А.А.Певницкого (1909), О.Б.Фельцмана (1909), а также работы других теоретиков и клиницистов в целом обеспечили необходимый уровень информированности профессионалов и общественности о теоретических, прикладных и эмпирических компонентах психоанализа (М.М.Асатиани, Л.Я.Белобородов, А.Н.Бернштейн, М.В.Вульф, Л.М.Дрознес, А.Б.Залкинд, Ю.В.Каннабих, В.Н.Лихницкий, Т.К.Розенталь и др.).


2. Адаптационный период (1910-1914) характеризуется распространением и адаптацией психоаналитических знаний в профессиональной среде, установлением связей с европейскими психоаналитиками, созданием первых психоаналитически ориентированных оргструктур, проверкой и развитием психоаналитических идей, методов, методики и техники, а также использованием психоанализа в качестве нового способа психотерапии.

В рассматриваемый период более чем, в предшествующий, проявилось противоречие между способностью профессионалов к естественной адаптации идей З.Фрейда и его европейских последователей и несовпадением этих идей с общекультурным российским контекстом и духовной атмосферой страны.

Тем не менее в 1910-1914 гг. в Москве стал издаваться журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии» (Н.А.Вырубов, М.М.Асатиани, А.Н.Бернштейн, Ю.В.Каннабих, В.Н.Лихницкий, Н.Е.Осипов, О.Б.Фельцман и др.). Фактически он был объединительным органом российских сторонников психоанализа и одним из первых международных психоаналитических журналов.

Заметными вехами даного периода стали: вступление группы россиян в Венское психоаналитическое общество (1911; М.В.Вульф, Д Л.М.рознес, Т.К.Розенталь, С.Н.Шпильрейн); начало издания в Москве серии книг «Психотерапевтическая библиотека» (Н.Е.Осипов, О.Б.Фельцман), в которой были опубликованы труды З.Фрейда и его последователей (1911); вступление Н.А.Вырубова в Общество индивидуальной психологии А.Адлера (1912).

Особую роль сыграла публикация статьи С.Н.Шпильрейн (1912), в которой излагалась ее концепция деструкции (деструктивности), оказавшая существенное влияние на содержание и завершение классической психоаналитической картины человека и культуры.

Значительным и потенциально весьма перспективным явлением стала деятельность Московского психиатрического кружка «Малые пятницы» (с 1912 г.), в сущности это была одна из первых организационных структур российских сторонников психоанализа (В.П.Сербский, М.М.Асатиани, Н.Н.Баженов, Е.Н.Довбня, Н.Е.Осипов, О.Б.Фельцман и др.). Российские сторонники психоанализа начинают также активно публиковать свои работы в европейских психоаналитически ориентированных журналах.

Важную роль в обсуждении психоаналитических и пограничных проблем, в распространении психоаналитических идей и терапии сыграла группа россиян, работавших в России и за ее пределами (3).

Активное участие в дискуссиях по психоаналитической проблематике принимали философы Н.О.Лосский, Э.Л.Радлов и другие, психиатры В.Е.Балицкий, А.В.Вяхирев, Н.И.Горин, B.C.Дерябин, А.К.Ивенсен, Д.Г.Коновалов, С.П.Мельгунов, В.К.Рот, С.П Сухов., В.К.Хорошко, М.Б.Шапиро.

Рассматриваемый период завершился с началом первой мировой войны, минимизировавшей естественное развитие российского психоанализа.


3. Дезинтеграционный период (1914-1922) характеризуется распадом психоаналитически ориентированных структур и связей, фактическим прекращением групповой психоаналитической активности, исследовательской и издательской деятельности вследствие первой мировой и гражданской войн. Однако психоаналитически ориентированные психиатры и психотерапевты активно практиковали психоаналитическую терапию в полевых (фронтовых) условиях и в различных городских клиниках. За рубежом в это время работали выходцы из России (Андреас-Саломе Л., Каплан М., Шпильрейн С., Эйтингон М. и др.).

Завершение этого периода началось с организации Ермаковым И.Д. (1921) кружка по изучению психологии художественного творчества психоаналитическим методом (Ермаков И.Д., Бернштейн А.Н., Вульф М.В., Габричевский А.Г., Сидоров А.Н., Шмидт О.Ю. и др.), фактически ставшего ядром будущего Русского психоаналитического общества.


4. Институциональный период (1922-1932) характеризуется созданием, функционированием и институционализацией официально санкционированных психоаналитических организаций и групп, активной научно-исследовательской деятельностью, распространением практики психоаналитической терапии, массовым изданием психоаналитической литературы, подготовкой кадров психоаналитиков, широким обсуждением различных достоинств и недостатков классического и реформистского психоанализа, активными и представительными контактами с зарубежными психоаналитическими центрами.

Существенными вехами данного периода стали: открытие в 1921 г. при московском Государственном психоневрологическом институте (А.Н.Бернштейн и др.) Детского дома-лаборатории (И.Д.Ермаков и др.), в котором осуществлялись систематические работы по детскому психоанализу; регулярное использование психоанализа в лечебных целях (В.Н.Мясищев и др.) в психотерапевтической лаборатории Института по изучению мозга и психической деятельности (Петроград, В.М.Бехтерев и др.); издание (с 1922 г., Москва-Петербург) «Психологической и психоаналитической библиотеки» (И.Д.Ермаков, М.В.Вульф, О.Ю.Шмидт и др.), в которой были опубликованы почти все основные произведения З.Фрейда и труды некоторых его последователей; публикация серии книг «Вопросы теории и практики психоанализа» (Одесса, Я.М.Коган и др.), в которой вышли работы европейских и российских лидеров психоанализа.

В 1922 г. в нашей стране было организовано Русское психоаналитическое общество (РПСАО). Его члены-основатели: И.Д.Ермаков, Л.Я.Белобородов, П.П.Блонский, Г.П.Вейсберг, А.К.Воронский, М.В.Вульф, А.Г.Габричев-ский, И.И.Гливенко, Ю.В.Каннабих, В.И.Невский, А.А.Сидоров, Н.Е.Успенский, С.Т.Шацкий, О.Ю.Шмидт.

В 1923 г. на базе Детского дома-лаборатории в Москве создаются Государственный психоаналитический институт и Детский дом-лаборатория «Международная солидарность» (И.Д.Ермаков, О.Ю.Шмидт, Р.А.Авербух, М.В.Вульф, Б.С.Гефт, Л.С.Гешелина, Л.Г.Егорова, В.В.Королько, А.Р.Лурия, Е.И.Любимова, В.Pop, Е.Р.Ульрих, Б.Д.Фридман, Е.С.Фридман, Т.М.Церетели, В.Ф.Шмидт, С.Н.Шпильрейн и др.). Здесь осуществлялись исследования по детскому и медицинскому психоанализу, психоанализу бессознательного, характера, обучения и воспитания, творчества, религии и т.д., подготовка кадров и психоаналитическая терапия. Кроме того, формировались и функционировали психоаналитические группы в Казани, Киеве, Одессе, Петрограде, Ростове-на-Дону, Харькове и других городах.

В стране фактически шла перманентная дискуссия сторонников и противников психоанализа (в том числе фрейдомарксизма). В ходе ее выявлялись содержание, сильные и слабые стороны, возможности и перспективы психоаналитического учения (4).

Проведение психоаналитических исследований поддержал Всесоюзный съезд по педологии, экспериментальной педагогике и психоневрологии, проходивший в Петрограде в 1924 г.

Расцвет и институционализация психоанализа в Советской России стали одним из удивительных фактов ее истории, поскольку происходили они во время крупномасштабных идеологических и политических репрессий, включавших в себя и такие беспрецедентные акции, как принудительная массовая высылка из страны (1922 г.) лидеров философской, социологической и психологической мысли. Она была осуществлена по личному распоряжению В.И.Ленина

Вскоре и психоанализ стал одной из первых репрессированных наук. 14 августа 1925 г. решением заседания Совета народных комиссаров РСФСР под председательством Н.А.Семашко московский Государственный психоаналитический институт (ГПАИ) был ликвидирован. Борьба психоаналитиков (Р.А.Авербух, М.В.Вульф и др.) за сохранение психоанализа, полученных ценных материалов по психологии ребенка и продолжение научной работы по детскому психоанализу не увенчалась успехом.

В 1925 г. Народный комиссариат просвещения, стремясь сохранить кадры Государственного психоаналитического института и продолжить психоаналитические исследования, решил создать психоаналитический отдел в Государственном институте экспериментальной психологии. Но руководство этого института воспротивилось такому решению. В письме директора института К.Н.Корнилова в коллегию Наркомпроса указывалось следующее: «Считая психоанализ как цельную систему, как мировоззрение в области психологии принципиально неприемлемым, коллегия Государственного института экспериментальной психологии находит эти широкие психоаналитические задачи несовместимыми с задачами Института, который стремится изучить человеческую психику с точки зрения марксизма, диалектического материализма». В результате решение о создании психоаналитического отдела было отменено.

К 1930 г. завершилась номинальная деятельность Русского психоаналитического общества. Но оказавшиеся в эмиграции российские психоаналитики и философы Л.Андреас-Саломе, М.В.Вульф, Б.П.Вышеславцев, М.Каплан, Н.Е.Осипов, С.Л.Франк и другие продолжили теоретическую и практическую работу.

Заметными событиями в завершающей фазе институционального периода были: декларативная попытка синтеза психоанализа и «философии общего дела» Н.Ф.Федорова (А.К.Горский и др.), создание психоаналитически ориентированного Русского психиатрического кружка в Праге (1925, Н.Е.Осипов и др.), публикация Б.П.Вышеславцевым (1931) теории ненормативной этики сублимации эроса - своеобразной этики творчества.

Насильственное прекращение психоаналитической деятельности в Советской России в решающей мере обусловило природу и сущность следующего периода истории российского психоанализа.


5. Латентный период (1932-1956) формально характеризуется прекращением всех видов психоаналитически ориентированной деятельности, дискретностью российской психоаналитической традиции при фактически скрытном их существовании в деформированных, в том числе и в нелегальных, формах, активной деятельностью российских психоаналитиков за рубежом (Л.Г.Андреас-Саломе, М.В.Вульф, Ф.Н.Досужков, Н.Е.Осипов и др.).

В силу известных модальностей социальной жизни этот период истории российского психоанализа почти не документирован и наименее изучен. В условиях экстремальной исторической ситуации интерес к психоаналитическим идеям был сохранен, они изучались по работам З.Фрейда и других психоаналитиков, изданным в 20-е годы. Некоторая часть психоаналитически ориентированных специалистов практиковала психоаналитическую терапию, приобщала к ней коллег. Хотя именно в этот период репрессиям подвергался не только психоанализ, публикации по которому были прекращены, но и психоаналитики (И.Д.Ермаков и др.). Тем не менее в 1935 г. В.П.Адрианова-Перетц сумела опубликовать статью «Символика сновидений Фрейда в свете русских загадок».

Согласно ряду свидетельств и данным, нуждающимся в дополнительной проверке, в 30-х – начале 40-х годов в Ростове-на-Дону осуществляла психоаналитическую терапию С.Н.Шпильрейн (свидетельство М.И.Шпильрейн), в 30-е годы в Одессе практиковал психоанализ Я.М.Коган (по сведениям Б.Херсонского), в 50-е годы в Иркутске практиковали психоанализ и обучали ему группу врачей И.С.Сумбаев, Н.В.Иванов и другие (свидетельство А.И.Белкина), в 30-60-х годах в Ленинграде практиковала психоаналитическую терапию группа врачей Военно-медицинской академии (свидетельство Н.С.Мисюка) и т.д.

Указанные и другие свидетельства дают некоторые основания полагать, что в стране в 30-60-е годы ХХ в. все же осуществлялась определенная психоаналитическая деятельность, изучение которой является одной из наиболее актуальных и трудных задач, стоящих перед специалистами по истории российского психоанализа.


6. Билатеральный период (1956-1989) характеризуется двусторонностью развития российского психоанализа, обусловленной двойственностью инициированной и поощряемой властями идеологической борьбы. В ходе борьбы наряду с ситуативной гиперкритикой психоанализа профессионалы и общественность фактически получали всестороннюю информацию об идеях, проблемах, концепциях, течениях, школах, направлениях и публикациях практически по всему диапазону проблем психоанализа и постфрейдизма, в ряде случаев были попытки адаптировать их к реалиям советской научной жизни и психотерапевтической практики.

В 60-90-е годы публиковались монографии, брошюры, статьи, были защищены диссертации, проведены различные конференции по проблемам психоанализа, но при этом произведения З.Фрейда и лидеров современного психоанализа в открытой печати не публиковались. Фактическим источником информации о классическом и современном психоанализе и разнообразных исследованиях проблем психоаналитического класса стали труды ряда отечественных философов, социологов, психологов, медиков и т.д.(5).

Значительное расширение и углубление исследований произошло в начале 60-х годов ХХ в., вскоре после введения преподавания философии во всех вузах страны.

Существенными моментами билатерального периода явились: публикация монографий по проблеме бессознательного (Ф.В.Бассин, А.Т.Бочоришвили, А.Е.Шерозия и др.), публикация цикла работ по истории психологии (М.Г.Ярошевский и др.), проведение симпозиума в г. Тбилисипо проблеме бессознательного (1978; Ф.В.Бассин, Д.И.Дубровский, А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия и др.), перевод и публикация работ зарубежных авторов по проблемам психоанализа (К.Х.Браун, П.Брюно, К.Б.Клеман, Ж.Политцер, Л.Сэв, Г.Уэллс, Л.Шерток и др.).

По-видимому, как и в предшествовавшее время, в 60-80-х годах какая-то часть специалистов использовала психоаналитическую терапию. Например, в 70-е годы в Москве практиковал психоанализ и обучал ему Е.В.Левин (свидетельство В.В.Старовойтова).

Итогами билатерального периода стали: обусловленный преимущественно вторичными источниками относительно высокий уровень информированности о фундаментальных и актуальных проблемах классического и современного психоанализа и непреднамеренное создание дисперсионной психоаналитической среды. Эти факторы в значительной мере предопределили формирование и развитие современной психоаналитической ситуации в России.


7. Интеграционный период (1989 по настоящее время) – характеризуется оперативным созданием и объединением различных психоаналитически ориентированных элементов и сил, организацией специализированных психоаналитических изданий и издательств, созданием и институционализацией разнообразных психоаналитических оргструктур, открытием психоаналитических институтов, факультетов, курсов и школ, обеспечивающих массовую подготовку профессиональных психоаналитиков и психоаналитическую подготовку специалистов в пограничных областях, представительным применением всей гаммы современной психоаналитической терапии, установлением широких международных контактов и возвращением России в мировое психоаналитическое сообщество.

Символическим началом интеграционного периода стали публикации работ З.Фрейда после почти 60-летнего перерыва (1989; А.И Белкин., М.Г.Ярошевский и др.), фактически снявшие табу с издания психоаналитической литературы.

Наиболее существенными моментами рассматриваемого периода являются: создание Российской психоаналитической ассоциации (1990; А.И.Белкин, В.А.Тихоненко, Н.К.Асанова, Л.Г Герцик., М.В.Игельник, Л.Э.Комарова, Н.М.Леках, А.В.Литвинов, М.И.Лукомская, В.А.Потапова, М.В.Ромашкевич, А.Н.Харитонов, М.О.Чижиков и др.). С 1995 г. – Русское психоаналитическое общество (А.И.Белкин, А.Н.Копылов, В.М.Крук, А.В.Литвинов, С.С.Назарян, А.Н.Харитонов и др.); включение РПО в структуру Международной психоаналитической ассоциации (1991); создание секции психологов-психоаналитиков Ассоциации психологов-практиков (1988, Москва; С.Г.Аграчев и др.); организация и деятельность Восточно-Европейского института психоанализа (1991, Санкт-Петербург; М.М.Решетников, Ю.А.Баранов, С.М.Черкасов, А.В.Чечулин, Л.М.Щеглов и др.), Информационного центра психоаналитической культуры (1991, В.В.Зеленский и др.), Государственного факультета социальной (психоаналитической) медицины – Санкт-Петербургского отделения ГЕА им. Маймонида (1993; М.М.Решетников, И.С.Лукина, А.А.Щеголев и др.), Фонда возрождения русского психоанализа (1993, Санкт-Петербург; М.М. Решетников, С.М.Черкасов, Л.М.Щеглов и др.); организация и деятельность Ростовской психоаналитической ассоциации (1991, Ростов-на-Дону; В.И.Николаев и др.), Московских кругов Европейской школы психоанализа (1991, 1992; В.К.Лосева, П.В.Качалов и др.), Ассоциации группового анализа (1994, Санкт-Петербург; В.А.Шамов, А.С.Маслов, И.В.Пажильцев и др.), Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации (1995; П.С.Гуревич, С.Я.Левит, А.М.Руткевич, В.В.Старовойтов и др.), Института психоанализа (1995, г. Москва; П.С.Гуревич, С.Н.Зимовец и др.), Московского психоаналитического общества (1995; С.Г.Аграчев, И.М.Кадыров, А.В.Казанская, А.Ф.Усков и др.), Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации (1995, Е.Е.Лоскутова и др.), Института детской психотерапии и психоанализа Академии гуманитарных исследований (1995, Москва; Х.Э.Мариносян, Н.К.Асанова и др.), Института интерактивной психологии и психоанализа и его филиалов (1995, г. Горно-Алтайск; А.В.Россохин, В.В.Белобородов, Т.М.Павлова, М.В.Ракшина и др.), Московского общества аналитической психологии К.-Г.Юнга (1995; С.О.Раевский, Л.А.Хегай, Л.В.Лагутина, С.В.Маслова и др.); создание и функционирование обучающих программ и различных курсов по теории психоанализа и психоаналитической терапии (6).

Особую роль сыграл выход в свет «Российского психоаналитического вестника» (1991, Москва; А.И.Белкин, Н.К.Асанова, Л.Г.Герцик, С.И.Капелуш, Л.Э.Комарова, В.М.Крук, А.В.Литвинов, В.А.Потапова, М.В.Ромашкевич, Л.Н.Токарев, А.Н.Харитонов и др., с 1995 г. – «Психоаналитический вестник»); философского психоаналитического журнала «Архетип» (1995, Москва; П.С.Гуревич, Н.С.Автономова, В.В.Зеленский, А.А.Кара-Мурза, В.М.Лейбин, М.М.Решетников, М.В.Ромашкевич, A.M.Руткевич и др.), «Журнала практического психолога» (1996. Москва; главный редактор А.Г.Лидерс), «Библиотеки психоаналитической литературы» (1992, А.И.Белкин, М.М.Решетников, С.И.Съедин и др.), серии книг «Современный психоанализ» (В.В.Зеленский и др.). велико значение проведенных Всероссийской конференции «Невостребованный психоанализ: история и проблемы возрождения» (1993, Санкт-Петербург), Международной конференции «Психоанализ и науки о человеке» (1992, Москва), Международной конференции «100 лет психоанализа: российские корни, репрессии и возвращение России в мировое психоаналитическое сообщество» (1996, Санкт-Петербург) и др.

Значительными событиями интеграционного периода стали перевод и издание массовыми тиражами работ классиков, лидеров и специалистов по современному психоанализу (7) и публикация ряда монографий современных отечественных авторов по различным проблемам психоанализа (А.И.Белкин, В.М.Лейбин, В.И.Овчаренко, С.Рязанцев, Е.В.Сидоренко, А.В.Соколов, A.M.Эткинд и др.).

Огромное значение имеют беспрецедентная для России массовая подготовка кадров психоаналитиков и распространение психоаналитической терапии. Ныне в орбиту разнообразной психоаналитической деятельности вовлечены теоретики и практики более 30 городов России, которые через посредство психоаналитических организаций и в инициативном порядке наладили и налаживают сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами.

Практически все принципиально важные достижения данного периода обусловлены политикой гласности и демократизации и могут рассматриваться как ее плоды. Одним из значительных и перспективных результатов этой политики стала возможность профессионального общения российских специалистов с зарубежными коллегами. Десяткам иностранных психоаналитиков представилась наконец возможность приехать в Россию и оказать практическую помощь в становлении психоаналитического образования, профессиональной психотерапевтической деятельности и просветительской работы (8), а всевозрастающему количеству российских специалистов получить соответствующую профессиональную подготовку в различных странах Европы и США.

Интеграционный период истории российского психоанализа наиболее насыщенный и результативный он открывает значительные перспективы для развития российской психоаналитической традиции.

Существенным импульсом динамичной эволюции стал Указ Президента России «О возрождении философского, клинического и прикладного психоанализа» (Москва, 19 июля 1996 г., № 1044), который создал предпосылки, активизировал и отчасти обеспечил фазовый переход российского психоанализа от режима умолчания к режиму нормального развития его как одного из направлений современной психологии и психотерапии. В 1997 г. в России была разработана, принята и утверждена соответствующими ведомствами межотраслевая программа «Возрождение и развитие психоанализа в России». Реализация ее осуществляется лишь частично из-за значительных финансовых трудностей.

Таким образом, в конце ХХ – начале XXI века произошло существенное оживление психоаналитической активности, которая к тому же приобрела более осмысленный и целенаправленный характер.

В течение всего нескольких лет был создан ряд психоаналитических институтов и организаций: Психоаналитическое общество «Психодинамика» (1997, г. Москва; Э.Н.Потемкина и др.), Институт психоанализа (1997, г. Москва; С.Н.Зимовец и др.), Психоаналитическое общество «Катексис» (1997, Москва; А.Г.Попов и др.), кафедра психоанализа и психиатрии в структуре ГЕА им. Маймонида (1997, Москва; А.И.Белкин, В.А.Вяткина, А.В.Литвинов и др.), Институт практической психологии и психоанализа (1998, г. Москва; Е.А.Спиркина, М.В.Ромашкевич и др.), Институт аналитической психологии (1998, г. Москва; С.О.Раевский и др.), Институт психологии и сексологии (2000, г.Санкт-Петербург; И.М.Ничипуренко, В.А.Медведев, Л.М.Щеглов и др.), Институт клинического и прикладного психоанализа (2000, г. Москва; Е.В.Белокоскова, Б.А.Еремин и др.), Институт аналитической психологии и психоанализа (2001, г. Москва; В.М.Абдулаева, О.Ю.Яценко и др.), Клиника глубинной психологии профессора П.С.Гуревича (2003, г. Москва), Всероссийская ассоциация прикладного психоанализа (2003, В.А.Медведев и др.) и пр.

В 1999 г. начала свою деятельность Национальная федерация психоанализа (НФП; президент Решетников М.М., вице-президент Белкин А.И.), ориентированная на повышение профессионального уровня, координацию и консолидацию профессиональной деятельности психоаналитиков и их различных объединений. Одной из форм деятельности НФП стало ежегодное проведение «летних школ» в разных регионах России.

В значительной мере благодаря деятельности и усилиям Национальной федерации психоанализа и Восточно-Европейского института психоанализа (ректор Решетников М.М.) фактически впервые в российской истории не эпизодическая деятельность российских психоаналитиков и их организаций вышла за пределы столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Вскоре после организации Ростовской психоаналитической ассоциации (1991) и Ставропольской краевой психоаналитической ассоциации (1995) были созданы: Сибирская ассоциация психоанализа и Сибирский институт психоанализа (1997, г.Новосибирск; В.Н.Кривочуров и др.), Заполярное психоаналитическое общество (1999, г.Норильск; И.А.Санадзе, С.С.Санадзе и др.), Краснодарское краевое психоаналитическое общество (1999, г. Краснодар; А.Ш.Гусейнов и др.), Свердловская региональная общественная организация «Центр психоанализа» (2000, г. Екатеринбург; С.А.Гусева и др.), Норильский центр психоанализа и практической психологии (2001, И.А.Санадзе, С.С.Санадзе и др.), Нижнекамское психоаналитическое общество (2001, г.Нижнекамск; Р.Р.Гатупов, А.Р.Абдрашитова и др.) и т.п. Под эгидой Национальной федерации психоанализа активно работают различные психоаналитические структуры во Владикавказе, Волгограде, Воронеже, Калининграде, Кемирово, Новгороде (Г.Л.Балич и др.), Нижнем Новгороде (С.В.Малахов и др.), Перми (В.А.Тюленев и др.), Рыбинске (Н.Д.Осокин и др.), Сыктывкаре, Хабаровске (К.И.Воробьева, Г.Л Пучкова. и др.), Ярославле и других городах России. В результате различными формами психоаналитической активности охвачены не только столицы, но и целые регионы страны.

В силу естественной природы вещей, в том числе и диалектического характера развития, не все новоявленные психоаналитические институциональные образования выдержали жесткую проверку временем, но все они внесли определенный вклад в развитие российского психоанализа в его различных измерениях и создание современной дисперсионной психоаналитической среды.

Определенные импульсы развитию российского психоанализа и укреплению международных контактов российских психоаналитиков придали проведенные в России международные конференции: «100 лет психоанализа: российские корни, репрессии и возвращение России в мировое психоаналитическое сообщество» (1996, Санкт-Петербург), «Психоанализ – литература – искусство» (1998, Санкт-Петербург), «Зигмунд Фрейд и психоанализ в контексте австрийской и русской культур» (2000, Москва), «Первые 10 лет психоанализа в России: российский опыт» (2001, Санкт-Петербург), четыре международных конференции имени С.Шпильрейн (Ростов-на-Дону), девять международных фестивалей «Святочные встречи» (Ставрополь), Первая всероссийская научно-практическая конференция по прикладному психоанализу (2003, Новосибирск) и другие.

Новой формой профессиональной деятельности и общения стало зарождающееся клубное движение. Созданы первые психоаналитические клубы: «Бергассе-19» (2001, Санкт-Петербург; Восточно-Европейский институт психоанализа; Е.Сидорова, И.Швец, А.Семкин) и Московского психоаналитического клуба (2003; Институт клинического и прикладного психоанализа; Е.В.Белокоскова, И.В.Дьяконова, К.И.Червонько).

Знаковым событием в психоаналитической и культурной жизни стало открытие и функционирование Музея сновидений Зигмунда Фрейда (1999, Санкт-Петербург; Восточно-Европейский институт психоанализа, куратор и директор В.А.Мазин).

В конце XX – начале XXI века позитивные качественные изменения произошли в сфере публикации различных психоаналитических и психоаналитически ориентированных трудов. Значительному повышению уровня информированности профессионалов и общественности способствовало издание книг по психоанализу и психоаналитической психотерапии в представительной серии «Библиотека психологии и психотерапии» (Москва; главный редактор и издатель серии Кроль Л.М.), ряда книг «Антология мирового психоанализа» (Москва; Литературно-издательское агентство «Академический проект»; директор А.Л.Карташев, редактор А.А.Аншукова); хрестоматий по различным сферам классического и современного психоанализа (Санкт-Петербург, издательство «Питер»; составитель и редактор Лейбин В.М.), «Энциклопедии глубинной психологии» в 4 томах (с 1998 г., Москва; редактор А.М.Боковиков), многотомной «Антологии современного психоанализа» (с 2000 г., Москва; составитель и редактор А.В.Россохин, научный редактор А.М.Боковиков).

Принципиально важным моментом издания психоаналитической и психоаналитически ориентированной литературы стало постоянное расширение диапазона, возрастание удельного веса и качества разнообразных публикаций российских авторов.

Внимание профессионалов и общественности привлекла серия оригинальных монографий А.И.Белкина. С 2000 г. под эгидой Национальной федерации психоанализа издается журнал «Вестник психоанализа» (Санкт-Петербург; главный редактор Решетников М.М.). Началось перспективное издание периодических сборников по прикладному психоанализу «Russian Imago. Исследования по психоанализу культуры» (с 2001 г., Санкт-Петербург; главный редактор В.А.Медведев Члены редколлегии: В.А.Мазин, И.М.Ничипуренко, Л.М.Щеглов).

Значительными событиями в жизни российского психоаналитического сообщества стали публикации справочного характера: Психоанализ. Популярная энциклопедия (1998, Москва; составитель и научный редактор П.С.Гуревич), В.М.Лейбин, В.И.Овчаренко Психоаналитическая литература в России (1998); В.И.Овчаренко, В.М.Лейбин Антология российского психоанализа. В 2-х томах (1999, Москва); В.В.Зеленский Толковый словарь по аналитической психологии (2000, Санкт-Петербург); В.И.Овчаренко Российские психоаналитики (2000, Москва); В.М.Лейбин Словарь-справочник по психоанализу (2001, Санкт-Петербург) и др.

Издается разнообразная учебная и учебно-методическая литература (Т.В.Алейникова, П.С.Гуревич, В.М.Лейбин, О В.И.вчаренко, Р А.М.уткевич, А.В.Соколов, Э.В.Соколов и др.), появились лекции по психоанализу на видеокассетах (В.М.Лейбин, В.И.Овчаренко и др.), электронная версия Словаря-энциклопедии «Психоанализ» (Гуревич П.С.).

Интересной и весьма перспективной новацией в деятельности российского психоаналитического сообщества стало создание ряда психоаналитических и психоаналитически ориентированных сайтов и страниц Интернета различными организациями (Восточно-Европейский институт психоанализа, Ассоциация группового психоанализа, Институт аналитической психологии и психоанализа, Институт клинического и прикладного психоанализа, Институт практической психологии и психоанализа, Институт психоанализа, Институт психологии и сексологии, Сибирская ассоциация психоанализа, «Центр психоанализа» и др.), а также отдельными исследователями и просветителями (В.И.Николаев, В.И.Овчаренко, В.Г.Ромек и др.). С 2000 г. Институт практической психологии и психоанализа издает электронный «Журнал практической психологии и психоанализа» (главный редактор К.В.Ягнюк).

Примечательной чертой деятельности современного российского психоаналитического сообщества стало систематическое оказание им профессионального содействия и помощи коллегам из ряда стран, главным образом бывших республик СССР.

История и содержание российского психоанализа в его многообразии и единстве позволяет считать, что на всех этапах своего столетнего развития российский теоретический, прикладной и клинический психоанализ был и остается неотъемлемым элементом мировой гуманитарной культуры и социальной мысли, действенным средством соответствующей помощи и духовной поддержки людей.


Примечания


1. Жоровски Дж., Каротенуто А., Левитин В., Лобнер Х., Лотан Ц., Люнгрен М., Максимов И., Марти Ж., Менсон И., Миллер М., Михалевич А., Палмер Дж., Райс Дж., Ранкур-Лаферьер Д., Рудинеско Э. и др.

2. Белкин А.И., Давыдова М.И., Лейбин В.М., Литвинов А.В., Овчаренко В.И., Пружинина А.А., Пружинин Б.И., Харитонов А.Н., Эткинд А.М. и др.

См.: Белкин А.И., Литвинов А.В. К истории психоанализа в Советской России// Российский психоаналитический вестник. – 1992. - №2. – С.24-32; Овчаренко В.И. Психоанализ в России. (Документы и материалы)/ Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Минск., 1994. – С. 243-287; Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. – М., 1999. – Т. 2. – С. 613-816.

3. Аствацатуров М.И., Бирштейн И.А., Вайсфельд, Вальдштейн Л., Вексберг Э., Гейманович А.И., Гейнрихшен О., Голоушева С.С., Дрознес Л.М., Залкинд А.Б., Израильсон Ж.И., Иоффе А.А., Каннабих Ю.В., Лихницкий В.Н., Марциновский, Маэдер А., Неткачев Т.Д., Рахманова Л., Розенталь Т.К., Шпильрейн С.Н., Эристман С. и др.

4. Аствацатуров М.И., Балик Д.А., Баммель Г.К., Блонский П.П., Быховский Б.Э., Варьяш А.И., Внуков В.А., Волошинов В.Н., Воронский А.К., Вульф М.В., Выготский Л.С., Гайворонский А.А., Гаккебуш В.М., Гербстман А., Геренштейн Г.Б., Гершенович Л., Гизе Ф., Грибоедов А.С., Григорьев И., Горский А.К., Деборин А.М., Ермаков И.Д., Залкинд А.Б., Каннабих Ю.В., Ленц А.К., Лурия А.Р., Майский В.И., Малис Г.Ю., Мясищев В.Н., Найдич С., Осипов В.П., Оршанский Л.Г., Перепель И.А., Платонов К.И., Рейснер М.А., Розенштейн Л.М., Рубакин Н.А., Рыжов В., Сапир И.Д., Смирнов Д.А., Ухтомский А.А., Франкфурт Ю.В., Фриче В.М., Халецкий Д.М., Шемякин Ф., Ширвинд М.Л., Шмидт В.Ф., Шмидт О.Ю., Юринец В.А. и многие другие.

5. Аверинцев С.С., Автономова Н.С., Алексахина Р.И., Анцыферова Л.И., Афасижев М.Н., Бассин Ф.В. – лауреат золотой медали Германской академии психоанализа, Бойко А.Н., Бородай Ю.М., Бочоришвили А.Т., Будилова Е.А., Вейн А.М., Вереченов Л.Н., Вольперт И.Е., Воскобойников А.Э., Давыдова М.И., Добреньков В.И., Додельцев Р.Ф., Дубровский Д.И., Журбин В.И., Завилянский И.Я., Замошкин Ю.А., Зейгарник Б.В., Зурабашвили А.Д. – лауреат золотой медали Германской академии психоанализа, Иванов А.В., Иванов В.Б., Иванов Н.В., Ионин Л.Г., Какабадзе В.Л., Кельнер М.С., Кон И.С., Кортава В.В., Косов М.Б., Кругликов В.А., Кузьмина Т.А., Куркин Б.А., Курцин И.Т., Левчук Л.Т., Лейбин В.М., Леонтьев Д.А., Лобанова М.Н., Ляликов Д.Н., Михайлов Ф.Т., Михайлова Ц., Морозов В.М., Муравьев Д.А., Мясищев В.Н., Наполова Т.Т., Овчаренко В.И., Пашинский А.И., Петровский А.В., Попова М.А., Попова Н.Г., Прангишвили А.С., Пружинина А.А., Рожнов В.Е., Розин В., Руткевич А.М., Свядощ А.М., Снежневский А.В., Соболь К.И., Соколов А.В., Спиркин А.Г., Стадецкая М.П., Сухотина Л.Г., Тарасов К.Е., Токарев С.А., Узнадзе Д.Н., Урнов Д., Фиалкова Е.М., Фрумкин Я.П., Хан-Магомедов С.О., Царегородцев Г.И., Черкасов С.М., Черненко В.А., Шварцман К.А., Шерозия А.Е., Шорохова Е.В., Ярошевский М.Г. и многие другие.

6. Алейникова Т.В., Асанова Н.К., Бедерова Е.И., Белкин А.И., Грачев С.В., Гуревич П.С., Жалюнене Е.В., Кириллова М.Г., Комарова Л.Э., Крук В.М., Лейбин В.М., Медведев В.А., Овчаренко В.И., Папсуева О.В., Ромашкевич М.В. и другие.

7. Фрейд З., Адлер А., Александер Ф., Башляр Г., Винникот Д., Гринсон Р., Дэр К., Зонненберг С., Лазар С., Лапланш Ж., Маркузе Г., Плот Ф., Понталис Ж.-Б., Райкрофт Ч., Рикер П., Сандлер Д., Сэмюэлз Э., Урсано Р., Фрейд А., Фромм Э., Холдер А., Хорни К., Шортер Б., Эриксон Э., Юнг К. и многие другие.

8. Сержио Бенвенуто, Гарри Голдсмит, Владимир Гранов, Мартин Гранов, Натали Зальцман, Джон Кафка, Хомер Куртис, Хорст Кэхеле, Цви Лотан, Александр Непомнящий, Дэниэл Ранкур-Лаферьер, Элизабет Рудинеско, Гарольд Стерн, Гельмут Томэ и другие.


Пользуясь благоприятной возможностью, автор и редколлегия выражают признательность всем зарубежным коллегам, содействовавшим развитию российского психоанализа и тем самым восстановлению в России нормальной конфигурации современного психологического знания и всей сферы гуманитарных и социальных наук.

Онлайн сервис

Связаться с Центром

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
Связаться с Центром