ТРУДЫ И ЛИЧНОСТЬ И.Д.ЕРМАКОВА (к 130-летию со дня рождения)

Давыдова М.И.

Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) в советские годы был известен читающей публике с гуманитарными интересами прежде всего как редактор выходившей в первой половине 20-х годов серии книг «Психологическая и психоаналитическая библиотека». Здесь публиковались в переводе на русский язык работы З.Фрейда и других ученых–теоретиков психоанализа, а также специалистов, использующих метод психоанализа в медицинской практике. И.Д.Ермаков был автором предисловий к большинству выпусков «Психологической и психоаналитической библиотеки», в этих предисловиях отражался его опыт врача-психиатра. Так в предисловии к работе З.Фрейда «Методика и техника психоанализа» И.Д.Ермаков описывает свое психоаналитическое исследование пациента, характеризует последовательность этого исследования, когда шаг за шагом отметаются, устраняются препятствия на пути врача и пациента к познанию истоков, сущности заболевания. В предисловии к первому тому «Лекций по введению в психоанализ» З.Фрейда говорится о значении анализа детских сновидений «для понимания поступков детей, которые ни сами дети, ни педагоги не в состоянии объяснить». Тем не менее, они «только в исключительных случаях привлекают внимание педагогов», судя по впечатлениям И.Д.Ермакова о работе детских учреждений. В предисловии к работе Э.Джонса «Теория неврозов» И.Д.Ермаков писал: «За время моей более чем 20-летней врачебной работы в клиниках, институтах и госпиталях я мог убедиться в том, что невротик больше всего, если, конечно, он не истощен и у него нет какой-либо органической болезни, нуждается в работе,… и потому задача врача при лечении – как можно больше настаивать на продолжении службы, занятия, работы».

В «Психологической и психоаналитической библиотеке» вышли и две работы И.Д.Ермакова, в которых произведения А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя рассматривались с позиций психоанализа. Все выпуски серии были в Библиотеке им. В.И.Ленина, в 50-е годы они существовали там уже в виде микрофильмов. В 1999 году вышла книга И.Д.Ермакова «Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский» (М.: НЛО, 1999), куда вошли уже публиковавшиеся работы «Этюды по психологии творчества А.С.Пушкина» и «Очерки по анализу творчества Н.В.Гоголя», а также неопубликованные ранее работы «Ф.М.Достоевский. (Он и его произведения)», «Похождения Чичикова, или «Мертвые души» Гоголя» (о первой главе поэмы) и три эссе – «Дама в голубом», «Зимний вечер», «Сказка о Содоме и Гоморре». В этой книге помещены и рисунки тушью И.Д.Ермакова, относящиеся к 10-м годам прошлого века. Сюжеты из античной мифологии воспроизведены здесь в духе эстетики Серебряного века и психоанализа.

В работах об И.Д.Ермакове, появившихся в конце 80-х и в 90-е годы, немало сказано о его деятельности врача-психиатра, создателя и директора Государственного психоаналитического института и детского дома «Международная солидарность» (первая половина 20-х годов). Однако менее известны были другие стороны творчества этого разносторонне образованного, наделенного многими способностями человека.

С публикациями его работ о литературе и искусстве в журналах «Новое литературное обозрение», «Советская библиография», «Российский психоаналитический вестник», а также изданием названной выше книги «Психоанализ литературы…» открылась и такая важная сторона деятельности И.Д.Ермакова, как анализ произведений литературы и изобразительного искусства. Анализ, который сделан «активным участником художественной жизни, бывшим при этом одаренным психиатром», как сказано в рецензии на книгу И.Д.Ермакова «Психоанализ литературы…» [7]. «Не знай мы о медицинском образовании Ермакова, мы могли бы сказать, что рассматриваемые книги о литературе написаны художником. И не ошиблись бы очень сильно», – пишут далее рецензенты.

Утверждая, что И.Д.Ермаков привнес много нового и неожиданного в изучение творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, авторы рецензии отмечают и то, что он «оставил свой, никем не замеченный след в самом психоанализе». Так, например, в 1922 году И.Д.Ермаков предвосхитил лакановскую триаду – «символическое (слово) – воображаемое (образы) – реальное (мир)» – и его учение о неврозе и психозе.

И.Д.Ермаков подписывал свои рисунки и живописные работы псевдонимом IWERM. Учиться живописи и рисунку он начал еще в гимназические годы в Тифлисе, вращаясь «в обществе художников, архитекторов, ученых, путешественников» (из автобиографии) – знакомых своего отца, известного тифлисского фотографа и этнографа. Однако серьезное увлечение изобразительным искусством началось после русско-японской войны 1905 - 1906 гг., в которой И.Д.Ермаков участвовал как врач (одна из первых его научных работ – «Психические заболевания в русско-японскую войну. По личным наблюдениям»// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1907, кн. 2). «После Китая, вернувшись домой, я отдался живописи, думал о картинах, любил их и делал то, чего стеснялся, что гнал от себя в детстве, в юности после статей Писарева, увлечения им...», – писал И.Д.Ермаков в автобиографических заметках. В годы русско-японской войны, очевидно, к нему попал небольшой альбом зарисовок, сделанных художником Н.Красновым – русским офицером, по долгу службы вместе с кавалерийской войсковой частью прошедшим через Китай и Манчжурию. Его зарисовки тушью – орнаменты, изображения драконов, китайских пагод – выполнены с подлинным мастерством и любовью. Видимо, они повлияли на художественную манеру И.Д.Ермакова – графика. Филигранность, точность рисунка, лаконизм характерны для его рисунков 10-х годов, часть которых воспроизведена в книге И.Д.Ермакова «Психоанализ литературы…» До последних лет жизни И.Д.Ермаков писал натюрморты, пейзажи Подмосковья, Крыма, пейзажи-воспоминания об Италии и Греции, иногда – портреты.

«Потом я обратился к литературе», – писал И.Д.Ермаков, продолжая мысль о преодолении влияния Писарева на его мироощущение. Так возник замысел работы о Н.В.Гоголе. «Первая часть очерков была написана мною много лет тому назад, когда я мог пользоваться драгоценными для меня указаниями ныне покойного Владимира Владимировича Каллаша... Ему как специалисту я обязан многими указаниями в области литературы, к которой я тогда только что приступал», – писал И.Д.Ермаков в предисловии к изданию «Очерков по анализу творчества Н.В.Гоголя» (1924). Несколько раньше вышла книга «Этюды по психологии творчества А.С.Пушкина» (1923). Свою задачу И.Д.Ермаков видел в том, чтобы выяснить, как отразились в художественных произведениях личные, интимные переживания писателя, «те психологические механизмы писателя, которые, может быть, являются образованием не индивидуального, а коллективного мышления и основы которых лежат в глубине бессознательной психической деятельности человека» (из автобиографии И.Д.Ермакова).

В «Очерках по анализу творчества Н.В.Гоголя» особенности личности писателя изучаются не только в связи с его произведениями. В первой главе рассматривается болезнь Н.В.Гоголя, значение родителей в формировании его личности, черты его характера и т.п. Далее следуют главы о произведениях «Страшная месть», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Шинель», «Нос», «Записки сумасшедшего». «Найти связи с действительностью и освободиться от темных и жутких сил примитивного, бессознательного есть для него (Гоголя) задача честного и смелого исследователя. Эта задача решается им в полном сознании громадной ее важности, как дело его души», – пишет автор в предисловии, формулируя мысль, которая проходит через всю работу.

В книге «Этюды по психологии творчества А.С.Пушкина» И.Д.Ермаков исследует произведения, написанные А.С.Пушкиным Болдинской осенью, – «Домик в Коломне» и «Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Он видел в этих произведениях отражение противоречивых переживаний А.С.Пушкина накануне женитьбы, которую он хочет приблизить и которой страшится, его терзаний от разлуки с невестой и радостного ощущения своей силы художника-творца. «Что же я – мужчина или женщина? Женюсь или выхожу замуж? Берут ли меня в дом, или я беру к себе в дом? Хочу ли я даром получить, нанять кухарку или я способен заслужить жену, понимаю ли я всю важность моего шага?» – этими вопросами, по версии И.Д.Ермакова, мучился А.С.Пушкин, рассказывая забавную историю о кухарке Маврушке (мавр – намек на происхождение А.С.Пушкина), которая оказалась переодетым в женское платье незадачливым поклонником хозяйской дочери – решительной, деятельной Параши (у А.С.Пушкина есть описка – Наташи).

Узкоэгоистические стремления, желание уйти от действительности становятся причиной страха героев «Маленьких трагедий» – барона (скупого рыцаря), Дона Гуана, Сальери, Вальсингама – и приводят их к гибели, моральной или еще и физической. Создавая эти образы, А.С.Пушкин осмысливает, а, значит, преодолевает свои сомнения, противоречия в собственном характере, – утверждает исследователь. Он пишет: «Здесь, в творческих достижениях, как и в деятельности, в которой он чувствует свою власть, свое могущество, он в силах овладеть положением (магическая деятельность)... В трудном положении, при ограничении, в трудных условиях жизни ярче светятся и горят затаенные, глубокие, неотступные, требующие своего разрешения вопросы... Пушкин решает их с той искренностью, той честностью, которая возможна только для гения... Выход из такого положения, которое не удовлетворяет поэта, выход к жизни, к людям, не к самому себе, а к коллективу, к природе, к правде – характерная черта для всего мировоззрения Пушкина», – пишет И.Д.Ермаков, видя в этом единственно правильную жизненную позицию и находя для себя нравственную опору – а ее так недоставало русской интеллигенции, ввергнутой в обстановку послереволюционной смуты и гражданской войны.

В 20-е годы была создана и работа «Ф.М.Достоевский (Он и его произведения)», завершившая своеобразную психоаналитическую трилогию (А.С.Пушкин – Н.В.Гоголь – Ф.М.Достоевский). Она содержит главы о болезни Ф.М.Достоевского, его отце, матери, любовной жизни, характере, об особенностях творчества («Двойственность». «Исповедь в творчестве». «Психоанализ у Достоевского»). В главе «Исповедь в творчестве» сказано: «Заглянув в себя самого, обнаружив в себе затаенные мысли и желания, в которых обычно не осмеливается сознаться себе человек, Достоевский, благодаря этому анализу, мучителен не только для себя, но и для других. Симпатии писателя к кротким, оскорбленным, униженным объясняются тем, что им дана большая возможность чувствовать и правильнее, быть может, разбираться (с точки зрения вины), чем заносчивым, себя превозносящим. Но ведь между этими двумя крайностями движется и развивается всякая психическая деятельность. И тот, у кого сильно чувство вины и кто благодаря этому хотел бы достигнуть совершенства, должен идти путем перевоспитания себя, налагая на себя, как это подметил писатель, «исправительное наказание» в виде мучительного анализа – исповеди... Этой потребности в исповеди в высокой степени удовлетворяют произведения писателя, в которых он имеет возможность под личиной своих персонажей свободно и до конца честно говорить о себе».

В 1925 году И.Д.Ермаков был отрешен от руководства Государственном психоаналитическим институтом (а сам институт был ликвидирован), от активной организаторской и врачебной деятельности. Он продолжал заниматься частной практикой, работал в Слухоречевом комбинате – лечил от заикания, был консультантом в клинике МГУ. Появилась возможность заняться литературным творчеством, однако радость этого творчества была омрачена тщетными попытками опубликовать свои произведения. В 30-е годы им были созданы две книги очерков (они остались в рукописи). Одну автор охарактеризовал как размышления об увиденном и воспринятом в том путешествии, которое называется жизнью, – здесь, в частности, есть очерки о Китае. Другая – «Этюды о литературе» (вариант заглавия – «Новеллы о творчестве») содержит работы о «Слове о полку Игореве», А.С.Грибоедове, И.А.Крылове, А.С.Пушкине, Ги де Мопассане и других писателях. Некоторые этюды и эссе вошли в издание «Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский», о котором уже шла речь.

В 30-е годы получило развитие еще одно направление деятельности И.Д.Ермакова – коллекционирование. Начиная с времен русско-японской войны он коллекционировал веера, используя их в своих лекциях об искусстве, будучи на рубеже 10-х – 20-х годов научным сотрудником Третьяковской галереи.

Для И.Д.Ермакова всегда был характерен интерес к культуре народов Востока. Интерес этот был воспринят от отца, известного тифлисского фотографа Д.И.Ермакова, одно время работавшего в Персии и получившего звание придворного фотографа шаха персидского, а также создавшего огромную коллекцию этнографических фотографий в Грузии, Армении, на Кавказе. Во второй половине 20-х годов И.Д.Ермаков нередко посещал Крым с научными целями и увлекся собиранием и исследованием домотканых вышитых полотенец крымских татар, которые он, может быть, без достаточных оснований называл чадрами. И.Д.Ермаков написал о них иллюстрированную его фотографиями и рисунками работу, оставшуюся, как и многие его труды, в рукописи. Записано им было и несколько песен крымских татар.

Сохранились рукописные сборники стихотворений И.Д.Ермакова. Лирические стихотворения разных лет, вплоть до конца 30-х годов, написаны в духе эстетики Серебряного века. В начале ХХ века придумал автор себе и псевдоним для стихов – Герман Коу. Вот одно из ранних стихотворений:

Жемчужине, так говорил пророк,

Свой предназначен срок,

И в этот день иль, может, в тот

Она умрет.

И станет, мертвая, тускла,

Как из стекла,

Не прижимай ее к груди

И не буди.

Таковы ипостаси И.Д.Ермакова – врача-психиатра, ученого и психоаналитика; в короткий период первой половины 20-х годов – блестящего организатора издания «Психологической и психоаналитической библиотеки», создателя и директора Государственного психоаналитического института с многочисленными научными ответвлениями; знатока и исследователя литературы и искусства; художника; эссеиста и поэта – потомственного русского интеллигента.


Литература об И.Д.Ермакове

1. Давыдова М.И. Иван Дмитриевич Ермаков// Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 2. – С.156-159.

2. Давыдова М.И. Незавершенный замысел (к истории издания трудов З.Фрейда в России)// Сов. библиография – 1989. – № 3. – С.61-64.

3. Давыдова М.И., Литвинов А.В. Иван Дмитриевич Ермаков// Российский психоаналитический вестник. – 1991. – № 1. – С.115-127.

4. Эткинд А.М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. – СПб, 1993. – С.213-268 (М., 1994. – С.171-214).

5. Овчаренко В.И. Ермаков Иван Дмитриевич (1875-1942)// Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Минск, 1994. – С.71-72.

6. Давыдова М.И. Воспоминания дочери. Комментарии// Ермаков И.Д. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский. – М., 1999. – С.19-22.

7. Кацис Л., Руднев В. Две правды о профессоре Ермакове// Логос. – 1999. – № 5 (15).

8. Давыдова М.И. Из «Этюдов по литературе» (о работе И.Д.Ермакова «Слово о полку Игореве»)// Психоаналитический вестник. – 2004. – № 12. – С.101-102.

9. Давыдова М.И. Изобразительное искусство в жизни и творчестве И.Д.Ермакова// Психоаналитический вестник. – 2005. – №13. – С.70-72.

10. Давыдова М.И. Чистые пруды – малая родина. – М.: Изд-во Московского литературного музея – Центр К.Г.Паустовского. – 2005. – С.8-9.


Онлайн сервис

Связаться с Центром

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
Связаться с Центром