У меня на даче растет дерево, напоминающее в прикорневой области древнегреческую букву Ψ - "пси", ставшую волей судеб помимо прочего символом всего, что мы именуем термином "психическое". Сама структура как буквы, так и дерева (см. фото), вызывает ассоциации, позволяющие довольно просто раскрыть тему, вынесенную в заголовок этого небольшого текста. Судите сами.
Основная, "градообразующая" ветвь этого древа - клиническая или "дофрейдовская" психиатрия. Ее принято именовать также "описательной" психиатрией. Левая - психоаналитическая, берущая начало на стыке XIX и XX веков, или, говоря точнее, глубинно-психологическая, "объяснительная" психиатрия раздваивается вначале на две магистрали - фрейдовскую и юнгианскую, а в дальнейшем и на многие другие, производные от них. Правая - поведенческая (бихевиоральная от английского слова behavior - поведение), в дальнейшем - более "продвинутая", когнитивно-поведенческая, берущая, если разобраться, начало от наших великих русских академиков - Павлова и Бехтерева: рефлексы, навыки, установки и пр., а также работа по их реконструкции, "переучиванию". И центральная ветвь нашего древа - ее принято именовать как "биологическая терапия" нервно-психических заболеваний, включающая психофармакотерапию и иже с ней. Иными словами, то, что помимо психотерапии. "Таблетки", главным образом (в кавычках и без), значимость которых тоже порой явно не стоит спешить отвергать. Психиатрическая эндокринология, одна из самых молодых областей биологической психиатрии и тоже вполне подходящая под этот разряд, одним из девизов которой могут быть слова "отдельный пациент психиатра - это отдельная эндокринная проблема", может быть лучшим тому подтверждением.
Сам собой напрашивается вывод о важности целостного понимания как здоровой, так и нарушенной - в большей или меньшей степени, что не так уж принципиально и важно - психики человека. Целостность же понимания подразумевает целостность подходов тогда, когда для этого имеются клинически целесообразные причины. И решать в каждом конкретном случае, что и как, лучше в первую очередь именно с врачом ("Вы, сударыня, можете позаниматься психотерапией и с психологом"). Дерево в целом всегда лучше, чем его отдельная "отпиленная", говоря образно, ветвь.
...Когда я изучал психоневрологию в институте и во время последипломной подготовки, прежде чем стать психиатром, а позднее - и психотерапевтом, в ходу была поговорка: "Лучший невропатолог - это нейрохирург". "Хирург" как составляющее упомянутой только что профессии вовсе не означало сразу "резать", но подразумевало более тонкую и, я бы сказал, ответственную диагностику. Надеюсь, вам будет понятна эта аналогия? А кто и что думает на этот счет?